Игорь Владимирович Тальков (4 ноября 1956, Грецовка, Щёкинский район, Тульская область – 6 октября 1991, Санкт-Петербург) – советский музыкант , певец, автор песен, поэт, киноактёр.
В начале творческого пути сотрудничал с группами «Апрель», «Калейдоскоп» и «Электроклуб». В это время Игорем было написано много песен, но он не имел возможности исполнять их.
Впервые стал известен широкой публике после выступления в 1987 году на фестивале «Песня года» с композицией «Чистые пруды». После этого, чтобы поделиться с аудиторией собственными песнями, многие из которых по музыкальному стилю и тексту отличались от произведений, исполняемых им раньше, Тальков создаёт группу «Спасательный круг» и вскоре едет с ней на гастроли с программой, состоящей из двух частей: песни гражданского содержания и лирика.
К 1989 году Тальковым было написано более двухсот песен.
Творчество Талькова трудно отнести к какому-либо определенному жанру; оно находится примерно на стыке поп-музыки, рок-музыки и авторской песни.
Убит 6 октября 1991 года в Санкт-Петербурге во Дворце спорта «Юбилейный» при невыясненных обстоятельствах.
Род Тальковых принадлежал к дворянскому сословию, дед Игоря по отцу Максим Максимович Талько был потомственным казаком и военным инженером, дяди – офицерами царской армии.
Родители Игоря (отец – Владимир Максимович Тальков (1907 –1978), мать – Ольга Юльевна Талькова (д. Швагерус – уроженка Ставропольской губернии, дочь этнического немца и местной казачки) были репрессированы и познакомились в местах заключения (посёлок Орлово-Розово Чебулинского района Кемеровской области), где 14 апреля 1953 года у них родился сын Владимир Тальков, старший брат Игоря.
После реабилитации семья была отправлена для дальнейшего проживания в город Щёкино с запретом на другое место жительства.
* * *
4 ноября 1956 года Игорь Тальков родился в деревне Грецовка, недалеко от Щёкино.
До 1974 года он учился в средней школе № 11 Щёкино, одновременно в 1966-71 годах занимаясь в музыкальной школе по классу баяна. Из школьных предметов ему нравились литература, история и география, а математика и физика, наоборот, были нелюбимыми уроками.
Во время обучения Игорь мечтал стать хоккеистом и для этого серьёзно тренировался.
В 1972 году он приехал в Москву, чтобы поступить в школу ЦСКА или «Динамо», но не прошёл отбор.
Музыку Игорь Тальков любил с самого раннего детства. Он ставил стул, на него одну на другую клал две кастрюльные крышки, на ногу помещал крышку от банки и ещё одну крышку клал на пол. Таким образом, стул использовался как барабан, а крышки как тарелки и педаль к бас-барабану. Также вместе с братом Игорь устраивал концерты, где зрителями были игрушки, а музыкальными инструментами – стиральная доска (баян) и железные тарелки (барабан).
Первым настоящим музыкальным инструментом Игоря Талькова стал купленный родителями баян «Киров».
В школе Игорь был участником ансамбля «Гитаристы» и руководил хором. В старших классах Игорь Тальков играл на фортепиано и гитаре, а позже им самостоятельно были освоены бас-гитара, скрипка и барабаны. Известно, что любимым инструментом музыканта был саксофон, но играть на нём он не умел.
Нотной грамоты Игорь не выучил, о чём жалел, но быстро воспринимал мелодии на слух и через несколько минут мог их воспроизвести.
В своих воспоминаниях Ольга Юльевна Талькова, мать Игоря, рассказала, как однажды в детстве он сорвал себе голос, после чего тот стал хриплым. Сходив к оториноларингологу, он узнал, что болен хроническим ларингитом. В связи с этим Игорю приходилось делать специальную дыхательную гимнастику, что через некоторое время помогло ему снова разработать голос, но всё же в будущем после концертов он иногда совсем не мог говорить.
Песни Игорь Тальков начал писать с 1973 года: первой композицией стала лирическая песня «Мне немного жаль». После этого было создано много различных набросков, а в 1975 году появилась на свет баллада о судьбе человека в мире под названием «Доля», которую автор считает своей первой профессиональной работой.
В шестнадцать лет Игорь Тальков создал с друзьями вокально-инструментальный ансамбль «Былое и думы», а после окончания школы стал участником тульской профессиональной музыкальной группы «Фанты», руководителем которой стал Г. Васильев. На репетициях музыканты играли по нотам с листа, и поэтому Игорю пришлось учить нотную грамоту, которую он упустил в музыкальной школе. Это удалось сделать за одно лето.
Помимо музыки, Талькова привлекал театр. После окончания школы он поехал в Москву, чтобы поступить в театральное училище, но столкнулся с трудностями при сдаче экзамена по литературе, так как не был знаком с текстом романа Максима Горького «Мать».
Тогда в 1975 году Игорь становится студентом физико-технического факультета Тульского пединститута (специальность 2120), где учится в течение одного года , но потом понимает, что у него нет тяги к точным наукам.
После ухода из Тульского пединститута в течение года он учился в институте культуры в Ленинграде, но система образования не могла его устроить. Высшего музыкального образования Игорь также не имел.
В детстве Игорь Тальков верил в коммунизм, и родители не хотели его переубеждать. Однажды, когда мать Игоря высказала своё недовольство правлением Леонида Брежнева, её сын сказал, что уйдёт из дома, если подобное произойдёт ещё раз. Осознание того, что эти идеалы не оправдались, стало для Игоря болезненным.
В 1975 году Игорь Тальков выступил с критикой политики Леонида Брежнева на площади в Туле. Неприятностей с советской системой удалось избежать с помощью известного велогонщика А. Кондратьева, с которым Игорь играл в одной тульской музыкальной группе. Дело Талькова не было доведено до суда, однако его, как «неблагонадёжного интеллигента», отправляют служить в стройбат в подмосковное Нахабино.
В свободное от службы время Игорь Тальков пишет песни и репетирует с созданным им ансамблем «Звёздочка».
Отслужив в армии, Игорь вернулся в Щёкино, а оттуда отправился на заработки в Сочи. Здесь, в гостинице «Жемчужина» он был принят в варьете бас-гитаристом и вокалистом в группу с лидер-вокалистом Александром Барыкиным.
В 1979 году в Сочи гастролировал испанский певец Мичел, которому очень понравился бас-гитарист из варьете и переводчица предложила Игорю поработать с Мичелом. Игорь согласился, и в Ульяновске он был представлен оркестрантам Мичела, после чего стал работать бас-гитаристом у него в оркестре вместо заболевшего Ефима Гельмана. Гастроли проходили по всему СССР на лучших площадках и закончились в мае 1980 года в Сухуми. После возвращения в Москву была записана пластинка. Музыкант работал в ресторанах Сочи и Москвы, встречаясь в них с самыми известными исполнителями, («Песняры», «Весёлые Ребята»). Но Игорь решил, что играть на заказ – унизительно, с 1982 года он перестал давать выступления в подобных местах.
С 1976 года Тальков начинает выступать на профессиональной сцене: ездит на гастроли по маленьким городам страны с группами «Апрель» и «Калейдоскоп». Многие песни были написаны в это время, но исполнять их не было возможности.
Во время одной из репетиций группы «Апрель» на гастролях по Таджикистану колонки сильно фонили. Группа последовала совету заземлить аппаратуру на силовой ящик, винт от которого местный электрик определил как точку заземления. Не догадываясь о том, что это была силовая фаза промышленного напряжения в 380 В, «Апрель» дал выступление. После концерта Игорь поклонился публике и ушёл за занавес. Вдруг из-за удара током он отдёрнул руки от микрофона, потерял сознание и упал. Товарищам довольно быстро удалось привести его в чувство, но некоторое время после этого он опасался брать микрофон и просил заматывать его изоляцией.
ПРИЗВАНИЕ: http://www.youtube.com/watch?v=9OcnNSCvonE
В 1980 году директор клуба «Наука» в Москве пригласил Игоря выступить на дискотеке. Здесь Игорь Тальков прочитал свою трилогию «Дед Егор», фабулу которой определил так: «Старый большевик попал в опалу, запил и «прозрел». Смотрит он из окна на улицу, на людей и рассуждает о границах, о своих и чужих, о том, что все ощущают боль одинаково, одинаково радуются. У всех одна голова и пять пальцев на руке, а мы всё стараемся разделиться, размежеваться».
После этого выступления директора клуба уволили, а музыканта не приглашали выступать на дискотеках.
ЧУДАК: http://www.youtube.com/watch?v=TUBMOxNN6qo
В 1984 году он выступает в группе, которая аккомпанирует певице Людмиле Сенчиной, и параллельно работает аранжировщиком у Стаса Намина.
САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ: http://www.youtube.com/watch?v=divB3gxMQRg
В 1986 году становится солистом совместно с Ириной Аллегровой и аранжировщиком в группе «Электроклуб», созданной Давидом Тухмановым. Осенью 1987 года группа «Электроклуб» заняла второе место на фестивале популярной музыки «Золотой камертон».
МАЛЕНЬКОЕ КАФЕ: http://www.youtube.com/watch?v=2LFUVxuLo2Y
В 1987 году песня Давида Тухманова «Чистые пруды» в исполнении Игоря Талькова попала в передачу «Песня года », после чего к Игорю пришла известность лирического музыканта. Но большая часть песен, которые писал Игорь Тальков, совсем не была похожа на «Чистые пруды», и для того, чтобы их исполнять, он уходит из «Электроклуба» и создаёт собственную группу «Спасательный круг».
Группа едет на гастроли по России с программой, которая состоит из двух частей: песни гражданской тематики и лирика.
САКВОЯЖ: http://www.youtube.com/watch?v=iYAVRKNAA-w
В свободное время Игорь изучал историю России по материалам, которые он самостоятельно разыскивал в архивах и библиотеках. Для этого он обязательно выделял хотя бы два часа в день.
В доме Игоря Талькова собралось немало российских и зарубежных исторических мемуаров, воспоминаний, исследований, статистических данных. Таким образом, он постоянно накапливал информацию, а потом молниеносно происходил процесс написания песен. Так, после одной бессонной ночи, Игорь буквально за две минуты написал ;песню «Россия», ни разу не исправив ни одной строки.
В 1988 году программа «Взгляд» организовала сборный концерт во Дворце спорта в Лужниках. В числе приглашённых артистов был и Игорь Тальков. Согласно договорённости, его выступление должно было состоять только из одной песни «Примерный мальчик», но вместо неё он спел композиции, которые считал необходимыми на тот период. В результате ведущие «Взгляда» прервали концерт, а Игорь был вынужден покинуть сцену. В книге «Битлы перестройки» названы мифом утверждения певца, что он был запрещён в этой передаче.
В декабре 1988 года ведущий телепрограммы «До и после полуночи» Владимир Молчанов включил клип на песню «Россия», снятый съёмочной группой телепрограммы, в свою передачу. После этого аудитория по-настоящему узнала Игоря Талькова, он стал известен как автор и исполнитель разноплановых песен.
В 1990-91 годах Тальков был на пике популярности. Его стали приглашать в кинопроекты, что означало новый уровень его карьеры.
МОЯ ЛЮБОВЬ: http://www.youtube.com/watch?v=Xs9KKX1fcQE
Так, оценив актёрские данные Игоря после просмотра клипа на песню «Россия», кинорежиссёр Алексей Салтыков пригласил его на главную роль в фильме «Князь Серебряный» (впоследствии переименованный в «Царь Иван Грозный»). Однако, после смены режиссёра сценарий был изменён и стал лишь отдалённо напоминать роман Алексея Толстого, приобретя отчасти пародийный характер. Игорь не закончил своей роли, отказался её озвучивать, и на презентации фильма в августе 1991 года попросил прощения у Алексея Толстого и зрителей за то, что принял в нём участие.
В ОКЕАНЕ НЕПОНИМАНИЯ: http://www.youtube.com/watch?v=2aUU11D248o
Параллельно съёмкам в «Князе Серебряном» Игорь Тальков работал на картине «За последней чертой», играя предводителя банды рэкетиров. Одного из рэкетиров сыграл Владимир Тальков. Сам Игорь хотел сыграть в этом фильме положительного героя, но ему поставили условие, что для этого он должен постричься, сбрить усы и бороду, и он отказался.
В 1990 году в «Песне года » прозвучала песня «Бывший подъесаул». Перед исполнением этой песни на одном из концертов Игорь рассказал о том, кому она посвящена бывшему царскому офицеру Филиппу Миронову, Георгиевскому кавалеру, герою Русско-японской войны, который в 1917 году изменяет присяге и идёт воевать за так называемую «народную власть».
Что-то из разряда мифического. Однажды Игорь летел на концерт в Тюмень со своей группой. Когда самолёт попал в грозовое облако, все начали волноваться. Тогда Игорь Тальков сказал: «Не бойтесь. Пока вы со мной, вы не погибнете. Меня убьют при большом стечении народа, и убийцу не найдут».
ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ: http://www.youtube.com/watch?v=1McvLI6nMRQ
Весной и летом 1991 года Тальков со своим музыкальным коллективом «Спасательный круг» демонстрировал на многих концертных площадках СССР авторскую концертную программу «Суд», куда вошли наиболее острые социальные песни музыканта и наиболее известные его лирические песни. По замыслу программа представляла собой суд над организаторами Октябрьской революции 1917 года и всеми последующими правителями Советского государства, которые, по мнению автора, превратили Россию в одну из самых отсталых стран планеты и сырьевую базу развитых капиталистических стран.
Отношение И. Талькова к идее разделить СССР между политическими кланами союзных (на тот момент) республик не известно. Будучи во время Организованного Дефицита («шоковая терапия» Горбачёва) поначалу ельцинистом, он, однако, не оставил ни одной песни, из которой бы следовало, что он призывал к расчленению СССР. Не известна и его реакция на итоги референдума марта 1991 года, по которому подавляющая часть населения страны проголосовала за сохранение обновлённого СССР.
Игорь не представлял, что его песни (с позиций, отрицающих советский период и советскую идеологию, т. е. российский марксизм) могут быть использованы политическими силами, стремящимися развалить Советский Союз и продолжить тенденцию грабительского использования природных ресурсов страны для целей глобального капитализма.
В этом смысле очень показателен его концерт «Суд», данный не когда-нибудь, а в день всенародного праздника 9 мая 1991 года.
LOVE YOU: http://www.youtube.com/watch?v=5272gC3DYvU
22 августа 1991 года в дни августовского путча Игорь Тальков выступал со своей группой «Спасательный круг» на Дворцовой площади в Ленинграде. Были исполнены песни «Война», «Я вернусь», «КПСС», «Господа демократы», «Стоп! Думаю себе!», «Глобус», «Россия». В это время он передал Борису Ельцину через его личного врача запись песни «Господин президент». В этой песне читается разочарование политикой первого президента России, на которого Игорь в первое время возлагал большие надежды.
СОЛНЦЕ УХОДИТ НА ЗАПАД: http://www.youtube.com/watch?v=CN5BL293mNw
Ольга Дубовицкая, составитель книги «Монолог» в эфире передачи «Вечер с Дмитрием Дибровым», рассказывает о своей беседе с Игорем 2 октября 1991 года: «Игорь был убеждён, что существует нечто, которое обладает властью над властью, это закон над законом, это категория людей у которых в руках весь капитал, которым нужно подчинить себе каждую часть Земного шара. И эти люди в каждой части Земного шара определяют того прокуратора, который этой частью владеет, чтобы делать то, что для них удобно. Игорь был убеждён, что в своё время Ленину был дан приказ развалить Российскую империю. Почему? Потому что это опасный народ, который очень трудно подчинить себе, по сути, по природным корням, по природе русской души, что это народ, который меньше верит политикам и больше поэтам. Именно поэтому он считал, поэты и убирались первыми. Потому что действительно, выйди к народу поэт или политик… люди всё-таки скорее поверят поэту. Он считал, что у Горбачёва было задание от той же верхушки, которой он служит, развалить Союз, что Горбачёв с успехом и исполнил. И его подняли по иерархической лестнице, той власти, которая над властью. В последние дни он разочарован был в Ельцине, он не утверждал, не говорил того, что у Ельцина задача развалить Россию, но предполагал, что это именно так. В итоге он пришёл к выводу, это все было 2-го же числа, что ничего хорошего нас не ждёт».
Накануне гибели, 5 октября, Игорь выступал один с акустическим концертом в техникуме в Гжели, где на его гитаре оборвалась струна.
Это был последний выход Игоря Талькова на сцену.
ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ: http://www.youtube.com/watch?v=ORB6QAChBfk
По словам Татьяны Тальковой, 3 или 4 октября Игорю позвонили по телефону, и разговор был закончен ответом Игоря: «Вы мне угрожаете? Хорошо. Объявляете войну? Я принимаю её. Посмотрим, кто выйдет победителем».
На концерте, проходившем 6 октября 1991 года в Санкт-Петербурге во Дворце спорта «Юбилейный», выступали многие исполнители. Подруга певицы Азизы по её просьбе попросила Игоря Талькова выступить перед ней, так как Азиза не успевала подготовиться к выходу. По одной из версий Игорь позвал к себе в гримёрку директора певицы – Игоря Малахова, и между ними произошёл словесный конфликт. После этого двое охранников Игоря Талькова увели Игоря Малахова из гримёрки. Игорь начал готовиться к выступлению, но через несколько минут к нему прибежал администратор его группы «Спасательный круг» – Валерий Шляфман – с криком о том, что Малахов достал револьвер. Тальков вытащил из сумки газово-сигнальный пистолет, который приобрёл для самообороны, выбежал в коридор и , увидев, что его охрана находится под прицелом Игоря Малахова, сделал в него три выстрела. Малахов пригнулся, и охранники, воспользовавшись этим промедлением, стали его обезвреживать. Тогда он сделал два выстрела, но они попали в пол. Охранники стали бить стреляющего и , закрывая голову, он уронил свой револьвер. Через несколько мгновений раздался ещё один выстрел, который попал в сердце Игоря Талькова. Когда прибыла бригада скорой помощи, врач сразу установил биологическую смерть.
Городская прокуратура возбудила уголовное дело. Игорь Малахов, объявленный во всесоюзный розыск, добровольно прибыл с повинной через 10 дней.
В декабре 1991 года с него было снято обвинение в умышленном убийстве. После проведения экспертиз в апреле 1992 года следствие установило, что последний выстрел сделал Шляфман. Однако в феврале 1992 года обвиняемый уже уехал в Израиль, с которым у России в то время не было договора об экстрадиции, и дело об убийстве было приостановлено.
Игорь Тальков был похоронен 9 октября 1991 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
ПАМЯТЬ: http://www.youtube.com/watch?v=EXuZk2XBlgQ
В своей книге «Монолог» Тальков пишет, что до 1989 года его называли антисоветчиком, а после исполнения песни «Россия» стали причислять к антисемитам. После успеха песни «Чистые пруды» Игорь представлялся зрителям исключительно в образе лирического музыканта, и, когда он начинал исполнять свои «резкие» песни гражданской тематики, многие зрители недоумевали.
Андрей Макаревич на вопрос «как он относится к Талькову?» ответил: «Я не поклонник его творчества» и обосновал свою позицию следующим образом: «Пока на дворе стоял «совок» и у нормальных команд были проблемы, он пел исключительно про Чистые пруды. А после перестройки, когда всё стало можно, вдруг таким смелым оказался…».
Журналист Максим Кононенко в своей статье «Кто убил Игоря Талькова?» назвал творчество Игоря «лапидарной и прямолинейной социальщиной», «положенной на сусальную электрическую музыку». По его мнению, Игорь Тальков – «средненький певец, посредственный композитор и очень плохой поэт», а его тексты «напоминают фельетоны в журнале «Крокодил»… за что его и любил народ». Также Тальков назван в статье «…певцом обычного невежественного быдла. Того самого быдла, которое все свои нерешаемые проблемы сваливает на правительство, а решаемые проблемы решает с помощью кулака». Автор статьи получил более шестисот писем-откликов. Ответом на эти письма стала новая статья с заголовком «Я убил Игоря Талькова».
27 сентября 2011 года Кононенко выпустил продолжение своих размышлений – статью «Огонь Вавилона», где назвал Талькова «откровенным плагиатором» в плане музыки, отметил, что во времена его популярности наша эстрада опустилась «до уровня поп-культуры какой-нибудь Словении или Македонии», и что «достойным» продолжателем традиций Талькова стал Стас Михайлов.
Представители консервативных православных движений почтительно относятся к Талькову, как к музыканту, который одним из первых начал петь о Боге со сцены. Утверждается, что некоторые представители Церкви даже начали рассуждать о его канонизации, а другие считают эти размышления неправомерными.
Константин Кинчев написал, что они не были знакомы, но он относится к Талькову «как к талантливому музыканту », «а к его гражданской позиции – с пониманием», хотя «поэзия Талькова ему не нравится», и творчество Игоря не оказало влияния на его песни. В передаче на «Радио 7» 17 ноября 2008 года лидер группы «Алиса» сказал, что относится к мировоззренческой позиции Игоря, как единомышленник, а творчество музыканта его особо не впечатляло. Но он пояснил, что считает так, потому что это не его жанр, и он в нём не очень разбирается, и это не значит, что он ругает Игоря.
Юрий Шевчук также признался, что не был с ним знаком, и добавил: «Талькова все понимали, потому что он был немного «плакатен», говорил просто и грубо, хотя от души, конечно, от сердца».
Когда к лидерам групп «Алиса» и «ДДТ» обратились с предложением принять участие в концерте, посвящённом памяти Игоря, они ответили согласием.
Артур Беркут рассказывал о том, что лично знал Игоря: «он был отличным другом, великолепным музыкантом и просто нормальным парнем, каких сейчас практически не осталось», что «всегда любил и любит его творчество».
Александр Розенбаум сказал, что с уважением относился к творчеству Талькова, а также добавил, что у Игоря есть замечательные, очень талантливые вещи.
Валерий Кипелов сказал, что с уважением относится к Игорю и к его творчеству.
Валерий Леонтьев признавался, что когда пел песни Игоря Талькова, чувствовал, что в него «кто-то целится из оружия в концертном зале». Новость о смерти Талькова застала его на концерте в Индии. Певец «почувствовал, как потемнела Земля…».
Алексей Романов рассказывал: «Впервые увидел Игоря в Питере, году в 1983-м, он был музыкальным руководителем в ансамбле Людмилы Сенчиной, выступали в одной программе. Потом он работал один, мы встречались на разных сборных концертах, затем, в период подъёма его карьеры, я его видел только по телевидению. Нервный, талантливый, отзывчивый человек, прекрасный артист».
Писатель и литератор Владимир Бондаренко оценивает Игоря Талькова не как поэта, хотя, по его словам, среди текстов Игоря «есть немало поэтических жемчужин», а как «символ попытки возрождения национальной России в конце XX века». Журналист пишет, что уверен в том, что «в любом ностальгическом «белогвардейском» тексте песен Игоря Талькова первичен не восторг перед драгунскими мундирами и великосветскими дамами, а национальный русский протест против угнетения народа», что Игорь «бил по всему мешающему русскому народу жить».
Филолог Т. В. Меньшиков охарактеризовал Талькова как барда, ставшего впоследствии рок-поэтом, в стихах которого отражается русская соборность, взятая им от русской классической литературы. Меньшиков пишет, что Тальков стремился в более популярной форме передать дух русской соборности своим слушателям, чувствуя интуитивно необходимость сохранения культурных традиций народа в один из сложных моментов его исторического развития.
22 июля 1979 года Игорь Тальков познакомился со своей будущей женой Татьяной, пригласив её на танец в кафе «Метелица». Игорь участвовал в передаче «А ну-ка, девушки» в качестве музыканта и пригласил Татьяну сняться в массовке.
В 1980 году состоялась свадьба. В браке семья прожила более 11 лет .
14 октября 1981 родился сын Игорь Тальков-младший , которого Игорь обожал. После смерти мужа Татьяна Ивановна Талькова пробовала учиться на психолога, но потом оставила этот замысел.
Станислав Говорухин предложил ей поработать во время съёмок одного из своих фильмов. С этого времени Татьяна Талькова работает ассистентом режиссёра в кинокомпании «Мосфильм», участвовала в съёмках фильмов «Тиски», «Стиляги», «Обитаемый остров: Схватка».
5 марта 1993 года по инициативе почитателей таланта Талькова и при поддержке его семьи и близких при Международном славянском культурном центре в Москве был создан музей Игоря Талькова. Адрес музея: г. Москва, Черниговский переулок 9/13 (м. Новокузнецкая или м. Третьяковская). Музей расположен на территории Международного Фонда славянской письменности и культуры в палате XVII века.
Основу экспозиции составляют фотографии, документы, рукописи и личные вещи музыканта . В день открытия музея Татьяна Талькова передала музею вещи Игоря: мундир офицера русской армии с георгиевскими крестами, в котором он выступал во время первой, социально-политической части своего музыкального спектакля «Суд» (где он судил всех вождей Советского союза), а также концертную куртку, сапоги и брюки, в которых он был в момент убийства. На одной из стен висит деревянный крест, который стоял на могиле Игоря до установки памятника. В музее находятся баян, на котором Игорь учился играть в детской музыкальной школе, и аккордеон, на котором была исполнена песня «Чистые пруды» во время выступления на «Песне-87». Ещё один экспонат – гитара, с которой он принял участие в конкурсе «Ступень к Парнасу» в 1989 году с песней «Родина моя». Среди других экспонатов – рукописи стихов, записи дневникового характера, письма к матери из армии и гастрольных поездок, дипломы лауреата Международного музыкального конкурса «Ступень к Парнасу» (1989) и конкурсов «Песня года» (1989-91 гг.), трудовая книжка, афиши и программки, билет на роковой концерт, пластинки разных лет с авторскими дарственными надписями родным и близким, книги, сборники стихов и публикации в прессе. В музее можно увидеть редкие концертные записи, кадры из фильма «Царь Иван Грозный», фрагменты из книги «Монолог» и интервью разных лет .
За несколько дней до гибели Игорь Тальков планировал записать песню на слова Лидии Воронцовой «Вороний грай». Со своей ли музыкой или с той, с которой песня вышла впоследствии – неизвестно. Но вот она – в исполнении другого исполнителя – Николая Малаева:
ВОРОНИЙ ГРАЙ: http://www.youtube.com/watch?v=Qs4OzKHshJs
________________
CD 1. ПРАВО ВСЕМ ДАНО
1. Страна детства (Я. Дубравин – И. Тальков)
2. Час до рассвета /дуэт с Л. Сенчиной/ (Я. Дубравин – И. Тальков)
3. Сверстникам (Я. Дубровин – А. Чепуров)
4. Иван да Марья (Я. Дубровин – А. Чепуров)
5. На привале (Я. Дубровин – А. Чепуров)
6. Ночные тревоги (Я. Дубровин – А. Чепуров)
7. А я всё помню этот день (Я. Дубровин – А. Чепуров) *
8. Сновидения /дуэт с Л. Сенчиной/ (В. Севастьянов – А. Римицан)
9. Ищу в природе красоту /дуэт с Л. Сенчиной/ (Я. Дубровин – А. Чепуров)
10. Праздник ( И. Тальков)
11. Когда засыпает город (Память) (И. Тальков)
12. Разговоры ни о чём (И. Тальков )
13. Почему мы стали чужими? ( И. Тальков)
14. Полевые цветы /Л. Сенчина/ (Р. Паулс – А. Ковалёв)
15. Радость моя /дуэт с Л. Сенчиной/ (Л. Доброва – И. Резник) **
16. Маленькие станции России /с детским хором/ (Я. Дубровин – А. Чепуров)
17. Право всем дано (И. Тальков)
18. Всему своё время (И. Тальков)
19. У твоего окна /дуэт с Л. Сенчиной/ (И. Тальков)
20. Моя любовь (альтернативная версия) (И. Тальков)
* стихотворение читает автор – А. Чепуров
** композитор Лора Квинт до середины 80-х носила имя – Лариса Доброва
Записи 1982-85 гг., кроме (20) – 1989 г.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http://yadi.sk/d/v5rGttnOkwcjn
Размер архива: 110 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 53 сек.
* * *
CD 2. ПРИЗВАНИЕ
1. Призвание
2. Мистер «Х»
3. Чудак
4. «Да» и «Нет»
5. В океане непонимания (1-й вариант)
6. Люди с забинтованными лбами
7. Рыжий
8. Мой брат
9. У твоего окна
10. Замкнутый круг
11. Гармония
12. Заискивание
13. Поздно
14. Самый лучший день (1-й вариант)
15. Таня (1-й вариант)
16. Саквояж
Музыка, слова, аранжировка – И. Тальков
кроме (12) слова Е. Евтушенко
Записи 1986-87 гг.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http://yadi.sk/d/woNGlSCOkwckw
Размер архива: 110, 1 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 50 сек.
* * *
CD 3. НОСТАЛЬГИЯ
1. Маленький город (И. Тальков)
2. Маленькое кафе (И. Крутой – Л. Фадеев)
3. Праздник (И. Тальков)
4. Осенний дым (В. Матецкий – Н. Шемятенкова)
5. Ты – есть! (Б. Журавлёв – М. Танич)
6. Пришло письмо (Ю. Чичков – М. Пляцковский)
7. Весенняя капель (В. Шаинский – Н. Шемятенкова)
8. Ностальгия (Э. Артемьев – Н. Зиновьев)
9. День любви (И. Крутой – А. Косарев)
10. Йетти (Снежный человек) /дуэт с Г. Струтинской/ (Б. Журавлёв – С. Алиханов)
11. Пусть будет тишина (А. Зубков – Л. Виноградова)
12. Моя любовь (И. Тальков)
13. Ты опоздала (И. Тальков)
14. Летний дождь (И. Тальков)
15. Самый лучший день-2 (И. Тальков)
16. Спасательный круг (И. Тальков)
Записи 1987 -90 гг.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http://yadi.sk/d/Fdg4BnjPkwcmp
Размер архива: 110, 1 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 45 сек.
* * *
CD 4. БАЛ САТАНЫ
1. Россия (2-й вариант)
2. Бывший подъесаул
3. Чижик-пыжик
4. КПСС
5. Господа демократы
6. Кремлёвская стена
7. Стоп! Думаю себе… (1-й вариант)
8. Друзья-товарищи
9. Примерный мальчик
10. Уеду
11. Метаморфоза-1 (А теперь мы с тобой притихли…)
12. Метаморфоза-2
13. Глобус
14. Странница в ночи
15. Океан непонимания (2-й вариант)
16. Память (2-й вариант)
17. Таня (2-й вариант)
18. Бал сатаны
Музыка и слова И. Талькова, кроме (14) – муз. В. Бондарчука
Аранжировки И. Талькова и музыкантов гр. «Спасательный круг»
Записи 1988-91 гг.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http://yadi.sk/d/a8joyVFxkwcoE
Размер архива: 110 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 49 сек.
* * *
CD 5. СЦЕНА
1. Сцена
2. Война (Чистые пруды-2)
3. Звезда (посвящение А. Пугачёвой)
4. Полу-гласность
5. Этот путь (посвящение А. Макаревичу)
6. Родина моя
7. Дядин колпак
8. Совки
9. Худсовет
10. Век Мамай
11. Господин Президент
12. Памяти Виктора Цоя
13. Фатальная колесница
14. Этот мир
15. Посвящение Игорю Саруханову
16. Love You (Я тебя люблю)
17. Солнце уходит на Запад
18. Маленькая планета
Музыка и слова И. Талькова, кроме (15) – муз. И. Саруханова
Аранжировки И. Талькова и музыкантов гр. «Спасательный круг»
Записи 1989-91 гг.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http://yadi.sk/d/2CqrCKWUkwcop
Размер архива: 109, 8 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 52 сек.
|