person
menu
----

Лучшие гитарные соло всех времён!

 

Острый вопрос о величайшем гитарном соло всех времен всегда вызывает ожесточенные споры. Наверное потому, что каждое соло индивидуально. Как сравнивать Comfortably Numb Дэвида Гилмора с Crazy Train Рэнди Роадса или Stairway To Heaven Джимми Пейджа с Sultans Of Swing Марка Нопфлера?

Это невозможно. Тем не менее, попробую это сделать.

 

20. Europa – Santana (соло - Карлос Сантана, 1976)

Выпущенный в 1976 году альбом Amigos ознаменовал возвращение группы Santana к коммерческому успеху во всей Европе. Особенно примечателен успех Europa в чартах - не потому, что Santana тогда ещё не был широко известен, а потому, что это пятиминутный инструментал.

Сначала можно подумать, что вы уже слышали трек раньше, такое ощущение возникает благодаря использованию стандартной последовательности джазовых аккордов.

Послушайте Autumn Leaves Джозефа Космы, и вы узнаете, где Карлос черпал вдохновение. Следуя за фирменными фразами Сантаны в первой половине композиции, Europa далее отправляет нас в путешествие за пределы стандартной прогрессии с переходом в простую I-IV прогрессию в минорной тональности на фоне зажигательной игры гитариста.

19. Something – The Beatles (соло - Джордж Харрисон, 1969)

После «Белого альбома» сочинение песен Джорджем Харрисоном продолжало активно развиваться и кульминацией сессий альбома Abbey Road стала одна из самых потрясающих композиций в его карьере.

«Симфоническая баллада» продемонстрировала, что Харрисон, по крайней мере на мгновение, превзошел своих коллег - авторов песен Джона Леннона и Пола Маккартни, и сам Леннон назвал ее лучшей песней на Abbey Road.

Простая пьеса в тональности до мажор, с переходом в ля мажор в бридже. Пригласив Эрика Клэптона записать соло для While My Guitar Gently Weeps годом ранее, здесь Харрисон возобновил свои сольные обязанности, и его страстная мелодическая игра, возможно, является его лучшей записью.

18. Johnny B. Goode – Чак Берри (1957)

Есть ли более влиятельный пионер гитарной музыки, чем Чак Берри? И эта песня о неграмотном «деревенском парне» с великолепным даром игры на гитаре - самая известная из его песен.

Ботаны до сих пор спорят о гитаре, которую он использовал на оригинальной студийной записи. Мы знаем, что это был либо Gibson ES-350T с хамбакером, либо более ранний вариант P90 TN - оба инструмента использовались на протяжении его первого пребывания на лейбле Chess Records. 350T появился в 1957 году, в этом же году вышел и Johnny B. Goode, отсюда и возникло это предположение.

В любом случае, жизнерадостные блюзовые фразы Чака стали образцом для всех последующих поколений рок-н-ролльных исполнителей. Справедливости ради стоит сказать, что Beatles, The Stones, AC / DC и многие другие, вероятно, звучали бы несколько иначе, если бы они не были восхищены рок-н-ролльными риффами Чака.

Если вы планируете сыграть это соло Чака, то оно начинается в 6-й позиции (в тональности си-бемоль), и повторяющиеся фразы в целом делятся на два типа: фигуры на 6-м ладу, и здесь можно закрепить свой первый палец на месте; и фигуры, играемые на 8-м ладу. Чак использует удары медиатора вниз в скоростных фразах и более свободный подход в других местах.

17. Still Got The Blues – Гэри Мур (1990)

Идея «заставить гитару плакать» существует с самых ранних блюзовых записей, но немногие рокеры когда-либо были способны сделать это так, как Гэри Мур, бесспорный маэстро минорной баллады. Этот задумчивый трек в ля-миноре стал его визитной карточкой довольно поздно - когда в начале 90-х он заново открыл себя для всех как блюзовый музыкант.

В соло есть момент, когда вы можете услышать великолепный переход гитариста из Белфаста от переднего хамбакера к бриджевому на его Les Paul Standard 1959 года, который он называл 'Stripe', и вот тут Гэри начинает уходить от своей основной темы, в основном придерживаясь пентатоники ля-минор плюс нескольких случайных дополнительных нот из эолийской и гармонической минорных гамм.

На записи Мур воткнул гитару в усилитель Marshall JTM45 через одну из тогда недавно разработанных этой компанией педалей дисторшн The Guv’nor. Соло было и остается одним из самых сырых и выразительных блюзовых треков всех времен.

14. Fade To Black – Metallica (соло - Кирк Хэмметт, 1984)

Записанный в студии Sweet Silence Studios Флемминга Расмуссена в Копенгагене (куда группа вернется через два года для записи культового альбома Master Of Puppets) в феврале - марте 1984 года, второй альбом Metallica был значительно более прогрессивным и стилистически более масштабным, чем тотальная трэш-атака Kill 'Em All.

В Fade To Black есть акустические гитары, мелодичные соло и нестандартная структура, более похожая на цеппелиновскую Stairway To Heaven.

Что касается эпического завершающего соло песни, Кирк Хэмметт недавно рассказал: «Я играю эту песню так долго, что когда добираюсь до последнего соло - я всегда знаю, как я хочу начать его, но затем я выбираю для себя какую-то область, где мне сегодня удобно импровизировать, и я не знаю, 16, 18, 24 тактов или больше, но однажды Ларс сыграет определенный брейк, что означает для меня, что пришло время для арпеджио. И я играю эти арпеджио, но играю на двух струнах, а не на трех.

«Когда гитаристы впервые начали включать арпеджио в свою игру, ещё до того, как Ингви Мальмстин начал играть их свипом, арпеджио игрались на двух струнах, а не на трех или четырех - и это было модно в 80-е годы.

Если вы хотите играть в таком стиле, вам необходимо знать две основные гаммы: натуральный си-минор и фригийский си-минор. Они использованы в первых 30 тактах, что, скажем прямо, очень много, так что это чертовски хорошая причина для вас выучить ещё одну гамму, если вы до сих пор знали только одну!

Чтобы упростить задачу, большую часть времени играйте в натуральной минорной гамме. И лишь около 20 такта вы ненадолго приземлитесь на ноту до вместо до-диеза, которая и означает, что вы ушли во фригийский лад».

Далее идут формы двухструнного арпеджио - все 16-ми нотами!

При 142 ударах в минуту это довольно быстро, но Кирк не выбирает каждую ноту, предпочитая использовать заученные отрывки, чтобы облегчить себе эти быстрые фразы. Это определенно то, с чем стоит поэкспериментировать.

13. While My Guitar Gently Weeps – The Beatles (гитара - Эрик Клэптон, 1968)

Одна из лучших песен, написанных Харрисоном во времена The BeatlesWhile My Guitar Gently Weeps также стала одним из самых знаковых гитарных треков Великой Четверки, благодаря небольшой помощи друга Харрисона - Эрика Клэптона.

Этот задумчивый трек был написан в период дисгармонии в группе после их поездки в Индию и последующего изучения Трансцендентальной Медитации, и хотя Харрисон не играет здесь соло, песня была записана в эпоху, ознаменовавшую его возвращение к своему первоначальному инструменту после увлечения ситаром.

Эта роковая композиция была более фолковой в своей демо-версии, но ее лирика - размышления о недостатке любви в мире - потребовала соответствующего стиля, который, в свою очередь, выступил в качестве идеальной поддержки для проникновенной соло-гитары Клэптона.

12. Sweet Child O’ Mine – Guns N’ Roses (соло - Слэш, 1988)

Есть несколько причин, по которым сольная работа Слэша в этом раннем прорывном сингле Guns N’ Roses навсегда останется в памяти как квинтэссенция рок-гитары во всей ее красе.

Первая половина соло спокойная и модальная, построенная на ми-бемоль минорной гамме с добавлением нескольких мажорных 7-х ступеней, что переводит натуральный минор в гармонический.

Вторая половина, гораздо более агрессивная и блюзовая - в основном, придерживается основного бокса пентатоники в верхней части грифа в той же тональности.

Бенды намного шире, а вибрато более выраженное, и, конечно же, есть и различия в звуке - первая часть сыграна на переднем звукоснимателе для более жирного и тёплого звука, во второй части Слэш переключается на бриджевый звукосниматель для большей резкости, добавив педаль Cry Baby.

Наиболее впечатляет чувственный подход Слэша - скорее, нестандартный и импровизированный, чем сдержанный - и то, как ему удается связать все это вместе, добавляя новые идеи и окраски, которых у него раньше не было.

11. Crazy Train – Оззи Осборн (соло - Рэнди Роадс, 1980)

Double O - так часто называют Рэнди Роадса как человека, который спас карьеру Оззи, и когда мы слышим соло, как на Crazy Train, становится понятно, почему. Рэнди совсем не похож на Тони Айомми, он более склонен к классическим и модальным фразам, нежели к блюзовым, но как товарищ Оззи по группе, он был настоящим изобретателем.

Ближе к концу этого соло есть отрывок, который звучит как визг поезда, идущего по рельсам - благодаря использованию хроматической восходящей трели. Затем Роадс решил закончить соло скоростной медиаторной фразой в пентатонике фа-диез минор, без остановки перейдя к быстрому легатному ходу в эолийском ладу и закончив громким бендом на 19-м ладу. Очень жаль, что он записал только два студийных альбома с Оззи и погиб в авиакатастрофе в возрасте 25 лет.

10. Sultans Of Swing – Dire Straits (соло - Марк Нопфлер, 1977)

Холодным дождливым вечером 1977 года гитарист Марк Нопфлер заглянул в паб Deptford, где группа немолодых парней играла диксиленд джаз при полном безразличии посетителей.

Они завершили сет и напоследок представились как Sultans Of Swing (Султаны свинга).

Экзотическое величие названия группы прекрасно сочеталось с суровой реальностью их окружения, и это вдохновило Марка на написание песни. Он сочинил её, играя на стил-гитаре National, но только когда он подключил свой Strat 1961 года к усилителю Fender Vibrolux басиста группы Джона Иллсли, Нопфлер понял, что получается что-то очень интересное.

Заключительные быстрые фразы Sultans, по сути, сводятся к простым повторяющимся нотам арпеджио, и, несмотря на темп, эффектная пальцевая манера игры Нопфлера частично упрощает задачу. Первая нота играется указательным пальцем правой руки на первой струне, затем следует пулл-офф и вторая струна, сыгранная большим пальцем.

9. Eruption – Van Halen (соло - Эдди Ван Хален, 1978)

В 1978 году на одноименном дебютном альбоме группы Van Halen было представлено это потрясающее гитарное соло, которое вдохновило целое поколение героев гитары. Никто не слышал ничего столь же революционного со времен Джими Хендрикса, Эдди создал абсолютно новую манеру игры соло, позднее названную «action», объединив в своем стиле скоростные хаммеры и пулы, медиаторные флажолеты, полные погружения рычага тремоло и, конечно же, тэппинг.

Да, тэппинг сразу же привлекает внимание, но не менее важны его звук, резкое легато и творческий подход к выбору нот. И, несмотря на всю свою виртуозность, Эдди играл веселый рок-н-ролл, чем привлек к себе много поклонников, которые никогда не слушают инструментальный шред.

Интересно, что Eruption не должна была быть на альбоме. Эдди однажды рассказал: «Я как-то зашёл в студию звукозаписи и начал разогреваться. В те выходные у меня был концерт, и я хотел попрактиковаться в игре соло. Наш продюсер, Тед Темплман, случайно проходил мимо и спросил меня: «А что это? Давай запишем!»

«Короче, я сыграл всего один раз, и они включили это в альбом. Я ведь играл не слишком правильно. Ошибка в самой высокой фразе. По сей день, когда я слышу это, я всегда думаю: «Боже, я мог бы сыграть лучше».

Несмотря на признание Эдди, трек представляет собой супертехничный опус, который для анализа лучше разбить на части, чтобы оценить масштабность произведения в целом.

Первые восемь тактов - это блюз. Конечно, это не Би Би Кинг, но эти виртуозные легатные фразы слегка напоминают соло Джимми Пейджа в Whole Lotta Love. И эту же тему Эдди развивает в следующих восьми тактах, используя ноты как из мажорной, так и из минорной пентатоники, смешение которых местами дает хроматическое звучание.

Финальная тэппинговая часть Eruption очень известна и любима многими, но это и один из наименее понятных сольных фрагментов в истории рока.

Тэппинг Эдди не всегда соответствует ритму, что приводит к некоторым сложным для нотной записи и для повторения сменам темпа. Это очень трудно поймать - надо очень сильно замедлить темп, чтобы научиться играть эту часть.

Эдди играет тэппинг указательным пальцем, положив большой палец на гриф, чтобы удерживать его на месте. Можно выбрать испытанный и проверенный способ, играя средним пальцем и держа при этом медиатор между указательным и большим, но в любом случае нужно будет приглушать басовые струны.

Настоящий шедевр, на изучение которого может потребоваться целая жизнь...

8. Back In Black – AC/DC (соло - Ангус Янг, 1980)

Ангус мастерски начинает и завершает свое соло, первая фраза которого повторяется дважды, прежде чем гитарист перебирается в четвертый бокс пентатоники ми-минор на седьмом ладу.

Оттуда он отправляется в основной бокс, но на октаву выше - на 12-й лад, где и остается до конца соло, вплоть до финальной фразы, которая является более высокой вариацией первоначальной вступительной идеи.

Послушайте звук, о да, это его SG Standard начала 70-х годов. воспроизведённый через усилитель Marshall, но с небольшими бустом и компрессией, а учитывая то, что Ангус традиционно не использует гитарные эффекты, выясняется, что эти изменения звука происходят от того, что часто считается его секретным оружием - беспроводной системы с передатчиком и приемником Schaffer-Vega Diversity System.

7. Bohemian Rhapsody – Queen (соло - Брайан Мэй, 1975)

Лучшая рок-песня всех времен? Возможно. После смерти Фредди Меркьюри и эпизодического появления в фильме «Мир Уэйна» в 1992 году, Bohemian Rhapsody стала синонимом излияния любви и уважения к Queen.

Группа возродила свою популярность в новом тысячелетии, чему немало поспособствовали мюзикл Бена Элтона We Will Rock You и открытие группой нового способа существования для себя, когда фронтмен Адам Ламберт распахнул двери к их музыке для нового поколения.

А Bohemian Rhapsody? Самая известная песня Queen включает в себя короткое соло из девяти тактов - короткую и красивую музыкальную интерлюдию, соединившую куплеты так называемой «оперной части». Напомню, что по определению песня не должна была работать, поскольку припевов нет.

И если не считать двух куплетов, то и повторов нет. Зато есть оперная часть! И соло Брайана Мэя - идеальная мелодическая пауза для неё. Его фразировка свободная и естественная, она как бы парит над основным битом, а не придерживается жесткой метрономной привязки.

Самые быстрые фразы соло слушаются как выразительные всплески. А техника пре-бендов и вибрато у Брайана просто выдающаяся. В общем, в рамках сложной структуры Богемской рапсодии это соло просто на своём месте.

6. The Thrill Is Gone – Би Би Кинг (1969)

Каждая нота великолепна, от еле слышных заполнений во втором куплете до блистательных соло Би Би. Если вы когда-нибудь задумывались, почему он звучит так лирично, так это потому, что Кинг ухитряется создавать целые фразы, подтягивая одну струну.

Такие подтяжки создают возможность для бесконечного диапазона высоты звука, и Би Би находит самые красивые сочетания, которых не существует, если играть просто по ладам гитары.

Всего через 15 секунд после начала The Thrill is Gone Кинг играет фразу с такой тонкостью и чувством, которого большинство гитаристов не достигает за всю свою карьеру, и вдобавок украшает её своим фирменным неповторимым вибрато.

Игра Би Би здесь несколько более напряженная, чем в большинстве его классических произведений, но большая часть соло сыграна с использованием только первых двух струн из верхнего расширения (high extension)основного бокса пентатоники си-минор. Гений Би Би мог сказать все с помощью этих четырех нот....

5. All Along The Watchtower – The Jimi Hendrix Experience (соло - Джими Хендрикс, 1968)

Песня, возглавляющая любой список каверов, которые лучше оригинала. Исполняющие её группы обычно называют песню кавером Хендрикса, но не Боба Дилана. Джими потрясающе играет ритм, как во вступлении, так и в куплете, когда он очень ловко меняет аккорды на заполнения, и не забудем про небольшое дополнение к песне - всего-лишь четыре соло.

Человек, которого многие считают лучшим гитаристом всех времен, максимально выжимает всё возможное из своего Страта и усилителя Marshall, но заглянем в интересное место на отметке 2:20 - здесь фирменная фишка Джими с переходом от игры мелодии октавами к типично блюзовой фразе в до-диез- минорной пентатонике.

Однако, в 2:32 всё превращается в трейдмарк Джими - комбинирование ритма и соло, с потрясающими чанками на приглушенных струнах, ставшими вскоре неотъемлимой частью багажа всех фанковых гитаристов 70-х. Для освоения этого приёма необходимо держать запястье правой руки максимально расслабленным и, разумеется, играть всё вниз-вверх.

Чтобы получить похожий звук, включаем звукосниматель с одной катушкой в ​​бриджевой позиции, дилей с задержкой около 350 мс, компрессор для сустейна и педаль типа Vox wah или что-нибудь в этом роде.

4. Hotel California –  Eagles (соло - Дон Фелдер, Джо Уолш, 1977)

Заглавный трек с пятого альбома Eagles и, без сомнения, самая известная песня группы, Hotel California, также фигурирует во всех рейтингах лучших гитарных соло. Первые 24 такта представляют перекличку гитаристов Дона Фелдера и Джо Уолша, но в конечном итоге, в 5:39 начинаются эти культовые гармонизированные для двух гитар фразы.

Что вообще происходит?

Всё относительно просто: обе гитары обыгрывают арпеджио каждого аккорда, а гармония создается тем, что одна из гитар всегда играет более низкую аккордовую ступень, чем вторая.

Например, ноты аккорда Bm - это си, ре и фа-диез, поэтому, если одна гитара играет, например фа-диез, то вторая гитара будет играть на одну ноту ниже - в данном случае - ре, и так далее.

Пример того, как максимально простая идея привела к совершенно потрясающему результату.

3. Highway Star – Deep Purple (соло - Ричи Блэкмор, 1972)

Альбом Machine Head 1972 года окончательно ознаменовал прорыв британских пионеров хард-рока.

И хотя открывающая вторую сторону Smoke On The Water вписала группу в список рок-бессмертных, именно на Highway Star гитарист Ричи Блэкмор максимально продемонстрировал свой оригинальный стиль. Предшественник неоклассического жанра, который вырастет в 80-х, Ричи демонстрирует скоростной переменный штрих медиатора в 20-тактном, теперь уже классическом соло.

Даже сейчас это непростая задача - добиться качества с той скоростью, с которой сыграл Ричи, учитывая, что он не использовал приемы хаммер и пул, а сыграл каждую ноту медиатором. Чтобы повторить это, все четыре пальца должны быть хорошо разогреты. Ибо, в отличии от многих блюзовых соло в этом выразительном гитарном паломничестве, у Ричи Блэкмора максимально задействованы все пальцы.

2. Stairway To Heaven – Led Zeppelin (соло - Джимми Пейдж, 1971)

С того момента, как Джимми Пейдж начинает играть его на своем Fender Telecaster'59 (а именно так было на студийной записи!), и до шквала нот и завывающих подтяжек, которыми всё заканчивается, это идеальное гитарное соло. Шедевр композиции. Вместо того, чтобы спонтанно бродить по гитаре, Пейдж сочинил «песню в песне».

Первые фразы соло Пейдж играет, добавляя дополнительные ноты к пентатонике, чтобы чётко следовать последовательности аккордов. Быстрая повторяющаяся десять раз фраза в середине соло поднимает планку напряжения, потом всё переходит в вопросы и ответы с наложением двух гитар, и наконец, последний шквал и завершающий бенд.

Соло отлично выстроено с точки зрения композиции: фразы, точно отслеживающие смену аккордов, общая концепция, дающая целостность мелодии - все это уносит слушателя в увлекательное путешествие. Пейдж записал три дубля (два других якобы до сих пор сохранились где-то в хранилищах Led Zeppelin) - все три были сымпровизированы, хотя Джимми как-то рассказал, что первую фразу он продумал.

1. Comfortably Numb – Pink Floyd (соло - Дэвид Гилмор, 1979)

Любое из двух соло Comfortably Numb могло бы претендовать на включение в этот список, и тот факт, что Гилмор придумал оба для одного трека, усиливает его позиции. Сам по себе звук уже легендарен: культовый черный Стратокастер Гилмора с бриджевым звукоснимателем DiMarzio FS-1, воткнутый в усилитель Hiwatt DR103, но с очень важной педалью Electro-Harmonix Ram’s Head Big Muff.

Упитанный звук, выдаваемый звукоснимателем FS-1 с ровностью, добавленной педалью Big Muff, не оставляют никаких шансов резким высоким частотам, которые могут испортить звучание Страта. Не забудем и про компрессор MXR Dyna Comp, который дал Гилмору столько сустейна, что он мог держать ноты сколь угодно долго. Как и на сцене, Гилмор объединил в миксе кабинет WEM 4x12 с вращающимся динамиком Yamaha, что добавило звуку очень тонкую модуляцию.

При микшировании была добавлена задержка, сделавшая звучание более эпическим. В первом соло в ре мажоре Дэвид использовал одновременно два звукоснимателя, нековый и бриджевый, что стало возможно благодаря специальной схеме переключения на его гитаре. Если сравнить оба соло, то фразировка здесь менее традиционная для Гилмора, с арпеджио и слайдовыми фразами, придающими соло футуристический характер.

Гилмор много использует рычаг тремоло (обратите внимание на укороченный рычаг на его гитаре), это отличает его от типичных блюзменов, и вдохновило на подобное многих фьюжн-музыкантов. Он начинает многие фразы с рейков (скребок медиатором поперек струн, это похоже на Брайана Мэя), играя очень эмоционально, акцентируя каждую ноту. Для сравнения - во втором соло больше стандартных фраз.

Некоторые фразы отправляют нас к Хендриксу, но классические блюзовые фишки в контексте прог-рока слушаются абсолютно свежими. Например, проходы в 4:57 и 5:12 запросто могли бы быть в All Along the Watchtower или Foxey Lady, но в этом эпическом треке звучат совершенно по-иному. Сыграно одновременно и мастерски, и импровизационно.

Дэвид Гилмор

Дэвид Гилмор

Гилмор расказал, что это связано с тем, что он первоначально записал пять или шесть дублей и скомпилировал окончательный вариант соло из лучших фрагментов каждого. Результат получился потрясающим, сочетающим повторы и постоянное развитие, и это очень цепляет на протяжении всех двух минут.

5:27 - ещё одна блюзовая фраза в стиле Хендрикса, более длинная и сложная, чем раньше. Агрессивные дабл-стопы появились в 5:15, а к 5:35 Дэвид превратил эту идею в мотив. Для кульминации Гилмор поднимает всё октаву выше - как раз тогда, когда кажется, что он всё уже выжал из каждого дюйма своего кленового грифа.

Затем он спускается обратно вниз по грифу, сыграв по пути один из своих впечатляющих полуторатоновых бендов, и заканчивает другой вариацией мелодии - дабл-стопами. И вновь чувствуется эмоциональность импровизированного исполнения и одновременно чёткая структура тщательно продуманной композиции.

Гилмор

Гилмор

Оба соло очень разнообразны ритмически. Гилмор свободно использует триоли, 16-ые и 32-ые ноты, порой перемешивая их в рамках одной фразы. Эффектно слушается фишка на 5:10, когда он играет фразу 16-ми нотами, а затем сразу же повторяет её шестнадцатыми триолями, что создает эффект ускорения темпа.

Хорошее соло может иметь отличный звук, ритм, мелодию и экспрессию, но только гениальное произведение обладает всеми этими качествами в такой степени.



Источник: https://zen.yandex.ru/media/sunny_blues/-6039781d2d4e6e797135cd2d
Категория: Мои статьи | Добавил: pyo4772 (12.03.2021)
Просмотров: 164 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar