person
menu
----

"Арктика" идёт на лёд

Головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" / Фото: Судострой

Головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" / Фото: Судострой

22 сентября 2020 года головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" в очередной раз отошёл от достроечной набережной Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Атомоход взял курс на Мурманск, где должен быть подписан приемный акт.

С отправкой судна в Мурманск завершается семилетний этап строительства первого атомохода нового российского проекта на Балтийском #заводе. Закладка ледокола "Арктика" состоялась 5 ноября 2013 года, спуск на воду – 16 июня 2016 года.

Первоначально сдать "Арктику" заказчику планировалось в 2017 году, затем срок сдачи был перенесён на 2019 года, а потом на май 2020 года. Сроки менялись из-за несвоевременной поставки оборудования и сложностей во время испытаний. Теперь, согласно официальным документам, передать #ледокол заказчику необходимо до 5 ноября 2020 года. Скорее всего, это произойдёт раньше.

Стоимость атомохода "Арктика", согласно заключенному в 2012 году между ФГУП "Атомфлот" и Балтийским заводом контракту, составляет 37 млрд рублей. Серийные ледоколы стоят дороже. Так, третий и четвёртый серийные атомоходы проекта 22220 "Якутия" и "Чукотка" обойдутся заказчику чуть более чем в 50 млрд рублей каждый. Обычно серийное судно стоит дешевле головного, однако в случае "Арктики", видимо, на этапе заключения контракта не были учтены все особенности постройки нового #судна, включая новое оборудование и новых поставщиков.

Центральный пост управления ледокола "Арктика" / Фото: Судострой

Центральный пост управления ледокола "Арктика" / Фото: Судострой

Разработкой проекта 22220 или, как его часто называют "двойки", занималось петербургское ЦКБ "Айсберг". Ледокол, рассчитанный, за счёт двухосадочной (10,5/8,6 м) схемы, для работы на глубоководных трассах Севморпути и в устьях сибирских рек, получил длину 173,3 м, ширину 33 м, полное водоизмещение 33,5 тыс. тонн. Благодаря расчётной мощности на винтах 60 МВт ледопроходимость составляет 2,8 м.

По словам проектировщиков, изначально в новом ледоколе, создаваемом на предыдущем опыте, планировалось установить только более современную реакторную установку ("РИТМ-200"). Однако затем появилась необходимость разрабатывать и производить в России много нового оборудования.

В частности, на новой "Арктике" реализована первая для отечественного ледоколостроения система электродвижения на переменном токе. Гребные электродвигатели (ГЭДы) на переменном токе уже применены на действующих атомных ледоколах "Таймыр" и "Вайгач", однако там используется импортное оборудование.

Ледокол "Арктика" оснащён тремя гребными электродвигателями мощностью по 20 МВт. Каждый ГЭД включает в себя два асинхронных электродвигателя мощностью по 10 МВт.

Турбогенераторы ледокола "Арктика" мощностью 2х36 МВт / Фото: Судострой

Турбогенераторы ледокола "Арктика" мощностью 2х36 МВт / Фото: Судострой

Ранее #электродвигатели данного типа такой мощности в стране не выпускались. По всей видимости, этим и объясняется инцидент, произошедший во время испытаний в феврале 2020 года, когда вышел из строя статор одного из шести электродвигателей.

Ремонту оборудование не подлежит, требуется замена. Пока что "Арктика" будет принята в эксплуатацию с ослабевшей на одну шестую энергоустановкой: вместо 60 МВт ледокол будет развивать 50 МВт. Но даже этой мощности, по словам разработчиков, должно хватить для решения поставленных задач.

Как именно будет вести себя "Арктика" во льдах с ограниченной мощностью, станет понятно уже очень скоро. По данным "Росатома", во время перехода в Мурманск атомоход зайдёт в лёд севернее Земли Франца Иосифа (83 градуса северной широты) для настройки системы электродвижения.

Титул самого мощного в мире ледокола "Арктика" получит после замены электродвигателя. Для этого потребуется докование, которое планируются на лето 2021 года.

Как говорится, на ошибках учатся. В любом случае тысячами людей проделана сложнейшая работа, которая, безусловно, заслуживает уважения.

P.S. 3 октября 2020 года в 18.00 атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 достиг Северного полюса. По информации Балтийского завода, в ходе проводимых испытаний в ледовых условиях судно выполнило "программу максимум".

Как провожали "Арктику" 22 сентября можно посмотреть в видео ниже: