person
menu
----

Броня для бедных: БРДМ-2МБ «Бекас»

БРДМ-2МБ "Бекас". Источник: bmpd.livejournal.com

БРДМ-2МБ "Бекас". Источник: bmpd.livejournal.com

Маленькая бронированная птичка

Разработчиком бронемашины БРДМ-2М «Бекас» стала подмосковная фирма ООО «Б-Армс». Патент на подобный способ модернизации бронеавтомобиля Федеральная служба по интеллектуальной собственности выдала меньше года назад, в ноябре 2019. Авторы концепции «Бекаса» — Алексей Бутиров и Дельнов Андрей, сотрудники названной подмосковной компании.

«Б-Армс» достаточно плотно занимается военной техникой: если судить по официальному сайту компании, то в портфолио есть даже программа модернизации Т-72. Покупателями подобной техники становятся страны третьего мира, неспособные на закупки дорогой и современной бронетехники. Так, четыре года назад «Б-Армс» подготовили для Лаоса, Киргизии и Сербии несколько десятков модернизированных разведывательных бронемашин. В частности, в Белград бесплатно ушли 30 машин БРДМ-2СМ «Стриж», которые сербы снарядили на службу в разведывательные роты танковых подразделений. Рецепт модернизации заслуженного бронеавтомобиля (выпуск закончился еще в 1989 году) достаточно прост: замена устаревшей силовой установки, небольшие внутренние переделки, а также локальное усиление бронирования.

Рабочее место механика-водителя принципиально не изменилось. Источник: bmpd.livejournal.com

Рабочее место механика-водителя принципиально не изменилось. Источник: bmpd.livejournal.com

На изменения силовой структуры бронекорпуса в «Б-Армс» не решились. Всех многочисленных пользователей второй серии БРДМ не устраивали архаичные для XXI века посадка и высадка экипажа из-за малого количества и размеров люков, а также низкий уровень вентиляции подкапотного пространства. Среди минусов также ручное управление броневой башней, низкий уровень обзора, малый объём обитаемого отсека и неровное днище автомобиля, что серьезно затрудняет размещение экипажа. Именно поэтому и в «Стриже», и более современном «Бекасе» удалили дополнительные колеса, расположенные в базе, тем самым освободив место для десанта. В утиль пошел водометный движитель, но БРДМ-2 при этом не потерял способности к плаванию. Позади арок смонтирован гидродинамический узел (направляющие створки), выполненный «с возможностью подачи двигательного импульса автомобилю от вращения колес при нахождении автомобиля в воде». То есть, проще говоря, плавать БРДМ-2СМ/МБ будет за счет вращения колес. Это, безусловно, серьезно сократит возможности машины на плаву (скорость не более 2 км/ч), но для потенциальных заказчиков это не было в приоритете. Ожидается, что большая часть покупателей будет из стран с жарким климатом — на это недвусмысленно намекает песочный камуфляж первого экземпляра "Бекаса".

 

Удаление внутренностей машины, арок дополнительных колес и водомета, позволило освободить больше места, которое заняли под дополнительные боеприпасы и места для десанта. В бортах появились люки для входа/выхода, оборудованные жидкокристаллическими экранами. Изображение на них выводится из камер, врезанных в штатные гнезда призменных перископов. Такое вот современное прочтение технологий шестидесятилетней давности.

 

Десантное отделение и его нехитрое внутреннее убранство. Источник: ru.motor1.com

Всего в БРДМ-2МБ помещается пять человек: 3 члена экипажа и 2 десантника. Разработчики всерьез говорят об усилении противоминной защиты легкого броневика. В частности, на полу машины можно установить дополнительные бронеплиты, а спины водителя и командира защищает вертикальный лист брони. О взрывозащищённых сиденьях экипажа и десанта инженеры также позаботились, но недостаточно. С одной стороны, крепятся они через амортизирующую систему к потолку и стенке, а с другой — не защищают ноги бойца. В идеале здесь должны быть установлены специальные подножки, которые вообще изолируют ступни от контакта с полом. Это позволяет в случае подрыва мины под машиной защитить голеностоп от губительного удара. Однако все эти ухищрения в плане защиты от СВУ что мертвому припарка: БРДМ посажен очень низко, днище его плоское, масса не превышает 7,5 т, а экипаж с десантом расположены в нескольких десятках сантиметров от земли. Кроме этого, если судить по фотографиям «Бекаса», боковые люки не имеют ригельных замков и неспособны защитить бойцов от затекания избыточного давления в случае подрыва поблизости фугаса. На данный момент нет никакой информации о количестве взрывчатки, подрыв которой может выдержать «Бекас». Скорее всего, чтобы не разочаровываться, испытаний на подрыв БРДМ-2МБ разработчики не проводили.

Только не в российскую армию

В зависимости от пожеланий заказчика башню БРДМ можно сделать полностью дистанционно управляемой, для чего в броне вырезают отверстие для крепления системы прицеливания. Башенная установка, кстати, заимствована от БТР-80 и несет 14,5-мм пулемет КПВТ. От семейства арзамасских бронетранспортеров «Бекас» также получил колеса Ки-126 – это, по мнению авторов проекта, позволит упростить взаимозаменяемость узлов строевых машин.

Источник: bmpd.livejournal.com

Теперь о броне. Для усиления защиты БРДМ-2 разработчики применили проверенное временем разнесенное бронирование. В случае легкой бронемашины это фактически единственный способ защититься без значительного увеличения массы брони. В среднем весь комплект навесной брони может тянуть на 800 килограммов. По утверждениям разработчиков, лоб «Бекаса» выдерживает очередь из КПВТ с 300 метров, но, очевидно, пока не будет сорван с креплений хотя бы один лист дополнительной брони. Борта должны устоять перед калибрами 7,62 мм и 12,7 мм. Но и здесь авторы сэкономили. Почему на машине не видно противоосколочного подбоя? Или в «Б-Армс» уверены, что высокотвердая броня не будет давать осколочное поле внутри машины? В общем, недоработка очевидна, будущим заказчикам следует учитывать подобную опцию при обращении к подмосковным умельцам.

Карбюраторную силовую установку ГАЗ-41 заменили на дизельный мотор ЯМЗ-534 мощностью 136 л. с. Мощность в итоге снизилась на четыре лошадиные силы, но крутящий момент ожидаемо возрос. Для увеличения боевого отделения дизель пришлось частично сдвинуть за пределы корпуса, для чего к корме приварен своеобразный «почтовый ящик». Безусловно, решение изящным не назовешь. В зависимости от исполнения удельная мощность БРДМ-2МБ варьируется от 18 до 20 л. с. на тонну. Для сравнения: у бронемашин семейства «Тигр» этот параметр только начинается с 26 л. с. на тонну. При этом «Тигр» еще и защищен гораздо лучше, хотя и лишен достаточно неоднозначной возможности плавать. Как видно из вышесказанного, с подвижностью «Бекаса» особых прорывов не случилось, хотя пробег на одной заправке увеличился до впечатляющих 1000-1500 километров.

История с «Бекасом» в средствах массовой информации подается как успешная модернизация до современных требований к боевым машинам. Это, конечно, не так. Достаточно сравнить его с близкой по назначению, хотя более легкой плавающей бронемашиной «Стрела» из Арзамаса, чтобы понять, какого динозавра попытались восстановить в «Б-Армс». Хотя плюс у БРДМ-2МБ «Бекас» все-таки есть, но он никак не связан с боевой эффективностью. Сейчас БРДМ-2 разбросан по сорока с лишним армиям мира многотысячным тиражом. Вся эта армада требует модернизации, и вот специалисты «Б-Армс» вполне могут часть подобных заказов взять на себя. А это валютные поступления, дополнительные рабочие места и высокая добавленная стоимость итогового продукта.

В приложении к российской армии очень хочется надеяться, что Министерство обороны не заинтересуется подобными поделками и в самое ближайшее время все машины БРДМ-2 будут выведены из штата. А «Бекасами» пусть пользуются те, кто не может обеспечить своим бойцам достойной защиты.