Миша Худолеев в 1941-м — курсант ленинградского военно-морского училища. Во время начала войны проходил практику на корабле в Выборгском заливе. Для эвакуации в Кронштадт Худолеева сажают на военный танкер Т-12. T-12 Танкер Т-12. Построен в Германии незадолго до начала Второй мировой. Продан в Норвегию, в 1940 году куплен Советским Союзом. Носил имена «Ингер Бенедикт» (Inger Benedicte) и «Соя» (Soya VII), при поступлении в Советский Союз сменил имя на безликое Т-12. Вмещал более 2000 кубометров топлива. Т-12 потопили вечером. Его танки были заполнены не бензином, а мазутом, и судно уходит на дно целым, не взорвавшись. Худолеев, оказавшись в воде, пытается добраться до ближайшего острова Гогланд. Михаил – хороший пловец, но до острова не меньше 10 километров. Доплыть под обстрелом и бомбежкой в холодной воде Балтики вряд ли бы удалось. Через два часа Михаила замечают с уцелевшего в бомбардировке буксира и поднимают на борт. После лечения в кронштадтском госпитале Худолеева отправляют в родное училище. Из 100 человек его роты в живых после Таллинского перехода остались 20. Точное число жертв бойни в Финском заливе неизвестно. Считается, что людей погибло около 18 тысяч, а кораблей и судов – около 60. Но полных списков тех, кто был на судах, нет. К тому же караван сопровождало множество судов, официально не входивших в его состав. Михаил Фёдорович Худолеев после войны получил два высших образования, занимался судостроением. Главной его страстью стали физика и математика. Он зарегистрировал множество патентов на изобретения, издал книгу и написал учебник. Михаил Фёдорович ушел из жизни в августе 2020 года. Ему было 98 лет. Часть Финского залива, где в 41-м разыгралась кровавая трагедия, объявлена местом боевой славы. Проходя здесь, боевые корабли приспускают Военно-морской флаг. Т-12 так и лежит на дне. Глубина в этом месте – 63 метра (для сравнения: это высота 20-этажного дома). Водолазы нашли танкер в 2005-м. Первичное водолазное обследование судна было произведено в 2018 году. Корпус танкера отсняли с помощью многолучевого эхолота, что позволило определить его точную конфигурацию. Очевидно, в момент гибели танкера сначала на дно опустилась разрушенная взрывом корма, из танков которой вытекли нефтепродукты, а потом под воду ушли центральная и носовая части корпуса с заполненными танками. В августе 2020 года при поддержке "Газпрома" была организована экспедиция Центра подводных исследований Русского географического общества. Водолазы ЦПИ РГО зафиксировали маслянистые разводы на поверхности. В лаборатории изучили пробы воды, которые были взяты в местах их появления, и резюмировали: содержание вредных смесей в представленных образцах в 4 раза превышает предельно допустимую концентрацию. В 5-10 раз от установленных региональных фоновых значений отличаются и показатели, полученные из проб донных отложений. Также выше нормы содержание в воде ацетона и изопропанола, но можно допустить, что это связано с другими источниками загрязнения. | |
| |
Просмотров: 123 | |
Всего комментариев: 0 | |