person
menu
----

Что поменял Гайдай от начального варианта "Иван Васильевич меняет профессию"?

 

Что поменял Гайдай от начального варианта "Иван Васильевич меняет профессию"?

 

Восхищаясь изумительной комедией великого Гайдая мы часто забываем, что сценарий написал не менее великий гений-Михаил Булгаков. Причем написал в середине 30х годов! Через 40 лет Гайдай, для экранизации, вносит лишь незначительные изменения в первоначальный вариант, а именно:

У Булгакова события разворачиваются в коммунальной квартире и оперу "Псковитянка" показывают не по телевизору, а передают через репродуктор, висящий на стене коридора

Что поменял Гайдай от начального варианта "Иван Васильевич меняет профессию"?

 

Машина времени инженера Тимофеева конечно же не на транзисторах, а на радиолампах. Он пытается через косинусы вычислить почему пропадает накал пятой лампы. Причем Тимофеева зовут Николай Иванович, а Зинаида ласково называет его Кока. У Гайдая он становится Александром Сергеевичем-от образа Шурика уже не уйти.

Инженер Тимофеев теряет сознание не от удара током высокого напряжения, а засыпает от утомления поиском ошибки в алгоритме работы машины времени.

Что поменял Гайдай от начального варианта "Иван Васильевич меняет профессию"?

 

Шпак работает не зубным врачом, а в отделе междугородних перевозок и Милославский звонит к нему женским голосом из его же комнаты, обнаружив записанный служебный номер телефона. Список украденного гораздо скромнее: часы с цепочкой, портсигар, костюм в полоску и .....патефон, ибо магнитофонов еще не было)

Что поменял Гайдай от начального варианта "Иван Васильевич меняет профессию"?

 

У управдома Бунша отец был князем, но он доказывает, что появился на свет в результате романа мамаши с кучером Пантелеем. При этом не признает отчество Пантелеевич, т.к. по документам он Иван Васильевич.

Что поменял Гайдай от начального варианта "Иван Васильевич меняет профессию"?

 

Следующее изменение, это выход из строя машины времени: не бердыш стрельца, воткнувшись в аппарат сжигает транзисторы, а управдом Бунша выключает машину ключом, вытаскивает ключ и его уносит в прошлое в царские палаты. Инженеру Тимофееву приходится бежать не за транзистором, а к слесарю для изготовления нового ключа.

Видимо такой ключ для запуска машины времени был задуман

Видимо такой ключ для запуска машины времени был задуман

Пока Тимофеев ищет слесаря, Иоанн Грозный сидит в комнате и слышит из коридора ворчания Ульяны Андреевны, ищущей Бунша. Царю это надоело и он перекрестил дверь комнаты- голос Ульяны тут же пропал.

Восхищенный Иоанн: Что крест животворящий делает! (Пьет чарку.)

Что поменял Гайдай от начального варианта "Иван Васильевич меняет профессию"?

 

В сцене встречи Ивана Грозного с Якиным и Зиной царь более щедр на комплимент: "Как же ее не любить? Боярыня красотою лепа, бела вельми, червлена губами, бровьми союзна, телом изобильна… Чего же тебе надо, собака?!" и кроме шубы с царского плеча жалует еще и вотчину в Костроме.

обратите внимание на отражение в зеркале

обратите внимание на отражение в зеркале

Немного иначе заканчивается встреча с шведским послом: Милославский, с молчаливого согласия Бунша, отдает Кемскую волость шведам:

"Да об чем разговор? Да пущай забирают на здоровье!… Господи, я думал, что!… Забирайте, забирайте, царь согласен. Гут."

После шведского посла, оставшегося без рыцарского ордена, приходит патриарх выразить восхищение чудесному освобождению царя от демонов. Милославский благодарит его за пламенную речь, обнимает и у патриарха с груди пропадает панагия

Что поменял Гайдай от начального варианта "Иван Васильевич меняет профессию"?

 

При возвращении из прошлого Милославский сообщает Иоанну Грозному, что они Кемскую волость отдали шведам. Иоанн в гневе выдает: "Шведам – Кемь? Да как же вы смели, щучьи вы дети?!"

С приходом Зинаиды , Тимофеев просыпается и выясняется, что все это был сон, но в этот момент входит Шпак и сообщает, что его действительно обокрали.

Что поменял Гайдай от начального варианта "Иван Васильевич меняет профессию"?

 

Вот и все расхождения сценария фильма с пьесой Михаила Булгакова. Все остальное попало в фильм без изменений. Картину вне всяких сомнений можно назвать очень удачным симбиозом безграничной фантазии Булгакова с искрометной эксцентрикой Гайдая. Мы уже смотрели этот фильм сотни раз, но он по прежнему нами любим.

Сейчас нет цензуры, творческих ограничений, да и свободы завались... Снимается сотни картин ежегодно, но нет среди них фильмов, которые хотелось бы посмотреть хотя бы второй раз - парадокс ....

Что поменял Гайдай от начального варианта "Иван Васильевич меняет профессию"?

 


Источник: https://zen.yandex.ru/media/poleznoe/-60433206b8613c1dbb5213b8
Категория: Мои статьи | Добавил: pyo4772 (07.03.2021)
Просмотров: 116 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar