Посреди бескрайней арктической тундры, далеко - далеко за полярным кругом на берегах широкой реки Хатанга, вот уже почти 400 лет стоит большое таймырское село Хатанга. И сегодня большой репортаж посвящен этому удивительному месту. Помню как много лет назад, с большим интересом разглядывал карту нашей страны и мой взгляд случайно зацепился за точку с загадочным названием Хатанга посредине ничего. Тогда и возникло непреодолимое желание оказаться в этих местах и посмотреть как здесь живут люди. Давняя мечта сбылась спустя много-много лет. В одну из зимних автомобильных экспедиций мы добрались до этого одного из самых северных населенных пунктов нашей страны, который расположился на полуострове Таймыр практически на 72-й параллели северной широты. Долгие годы Хатанга была районным центром Хатангского р-на Таймырского АО, но после упразднения автономии село лишилась и районного статуса. До 1960-х годов население села не превышало и двух тысяч человек. Но во второй половине XX столетия в этой части Крайнего Севера велась активная геолого-разведочная деятельность. В районе Хатанги были обнаружены запасы углеводородов, металлов и одно из крупнейших месторождений алмазов в районе падения Попигайского метеорита в 300 км на восток от Хатанги. Население села начало расти и к концу 1980-х годов уже достигало почти 6,5 тысяч человек. Правда, как и во многих других районах Крайнего Севера, последние тридцать лет население убывает и сейчас здесь проживает едва ли более двух тысяч человек. Для нас же Хатанга стала настоящей цивилизацией в наших арктических приключениях. За 700 км от Норильска нам попадались только редкие поселки, в которых проживало 300-500 человек в полном отрыве от цивилизации. Здесь же по меркам Севера кипела настоящая жизнь и была цивилизация. На въезде в село мы увидели большой аэропорт. Даже сейчас считается одним из крупнейших аэропортов во всей нашей Арктике, правда в ужасном состоянии. Долгие годы здесь базировалась пункт обслуживания перехватчиков ПВО Ту-128, а еще это был промежуточный аэропорт для перелетов из Москвы в Якутию и на Чукотку. Но это осталось в далеком прошлом. Несмотря на современную ВПП и способность принимать тяжелые самолеты вплоть до Ил-76 и Ил-86, сейчас сюда выполняются только рейсы на Ан-26 из Норильска и Як-42 из Красноярска. Использовать данный аэропорт в качестве запасного для трансазиатских перелетов нет возможности из-за необходимости реконструкции средств аэронавигации и организации полноценной аэродромной инфраструктуры. В селе немало полноценных многоэтажных капитальных зданий, построенных на сваях. Хотя есть и довольно старые бараки, которые были перевезены в Хатангу в середине прошлого века из закрывшихся поселков Нордвик и Кожевниково на берегу моря Лаптевых. Эти бараки расположены рядом со зданием морского порта и это настоящая история для ценителей. Село как и остальные населенные пункты полностью изолировано от энергетической системы страны. Пять лет назад здесь запустили первую в стране электростанцию на сырой нефти. До этого электричество вырабатывали на привычных дизель-генераторах. Сырую нефть ежегодно завозят по морю и хранят в огромных резервуарах на нефтебазе. А вот котельная как и положено здесь на угле. Но в отличии от большинства других сел и поселков Арктики в многоквартирных домах и административных зданиях здесь используется центральное отопление и подается горячая вода. От таких привычных бытовых мелочей за месяцы путешествий по Арктике уже успеваешь отвыкнуть. Как же это непривычно, открыть кран из которого идет горячая вода и принять ванну. У домов только вместо многочисленных автомобилей, припаркованы лодки - основной транспорт летом. От прошлой жизни в качестве районного центра, Хатанге досталась и большая капитальная больница, которая сейчас называется КГБУЗ «Таймырская РБ № 1». В больнице есть стационар на 66 коек, есть своя поликлиника на 245 посещений и даже станция скорой помощи. Одна из машин скорой помощи даже попала в объектив моего фотоаппарата. А еще в Хатанге есть школа - интернат для детей из поселков, средняя школа, детский сад, пограничный пост, библиотека, краеведческий музей, пожарная часть. Да, дороги в Хатанге тоже есть. И они в пределах села круглогодичные, чищенные и посыпанные угольной крошкой. Автомобили в Хатанге тоже есть и немало для такого небольшого количества жителей. Даже заправка есть, но вот во время нашего визита в конце марта 2020 года топлива там не оказалось. Еще бывшему райцентру досталось по наследству и отделение полиции, редко такое увидишь на Севере в наше время. На Диксоне мы не видели ни отделения полиции, ни полноценной больнице. То-ли было во времена СССР. Но сотрудников ДПС нет. Они прилетают сюда самолетом из Дудинки несколько раз в год для приема экзаменов на водительские удостоверения и постановку на учет транспортных средств. Ну и для полицейских рейдов по выявлению незарегистрированной техники. В Хатанге мы задержались на несколько дней и пришлось искать место, где остановиться. Нашли несколько гостиниц, но цены на проживания нас немало озадачили. Койко-место северным постояльцам в сутки обойдется всего в 4 тысячи рублей, и обычный двухместный номер стало быть стоит без малого 8 тысяч рублей. Цена приличного люкса в достойном отеле Москвы или Питера с прекрасным видом на центр города. Но есть и вариант попроще - посуточная аренда квартиры за 5 тысяч рублей в сутки. Это самые крутые расценки, которые встречал за годы своих путешествий по нашей стране. Даже в отдаленных якутских улусах вдоль Колымы, стоимость номера или простенькой квартиры не превышала 3 тысяч рублей. Так, что гостям этого села надо серьезно подготовиться к немалым тратами на проживание. Хотя не только проживание способно удивить своими ценами. В селе много магазинчиков, но цены здесь удивят даже видавшего виды путешественника. Походили по магазинам, посмотрели на подгнившие бананы по 500 рублей, уставший сморщенный лук и картофель по 160 рублей за кило, плитка самого дешевого пластилинового шоколада по 140 рублей, а пачка простого чая от 180 рублей за пачку. Если же вам не хватает денег, то на помощь придет банкомат Сбербанка и отделение Сбербанка, где можно быстренько оформить кредит. Дороговизна проживания объясняется высокими расценками на коммунальные услуги, северный коэффициент и немалый поток вахтовиков через аэропорт села. А дороговизна продуктов - трудностью доставки продуктов в зимний сезон. Во время летней навигации цены ожидаемо снижаются, в разгар зимы же всё наоборот. Сразу напрашивается вопрос, а как с экономикой и рабочими местами в селе? Тут тоже все просто. Есть бюджетники и там зарплаты откровенно говоря не высокие - больница, аэропорт, полиция, пожарные, школа и детский сад, библиотека, музей, дом культуры и органы местного самоуправления. Средняя зарплата у бюджетников, как нам рассказали, около 40-50 тысяч рублей и с такими ценами её едва хватает на питание и коммунальные услуги. Есть коммерческий сектор - торговля, транспорт, пищевое производство, сервисные предприятия, морской порт и тут уже условия более рыночные. Одно из крупнейших предприятий в селе - Хатангский морской порт. Самая жаркая пора - сезон летней навигации, тогда идет непрерывный поток грузов и доходы у работников соответствующие. И отдельная история с промысловиками - можно неплохо зарабатывать на рыбе и мясе, но и работать приходится много. Билеты до Красноярска и Норильска по 15-20 тысяч рублей в одну сторону. Особенно не разгуляешься и в цивилизацию на выходные не слетаешь. Топливо по 80 рублей за литр, но и его просто так не купить. Доставка товаров сюда тоже удовольствие не из дешевых. За снегоход придется заплатить до 25-30 тысяч рублей, а за автомобиль возьмут уже не меньше 50 тысяч из того же Норильска. Но до Норильска его надо тоже доставить. С досугом здесь непросто. Никаких торговых центров и фудкортов. Нет ночных баров и ресторанов, не удастся сходить в кино и поиграть в бильярд. Да и десять раз подумаешь с такими ценами, а стоит ли оно того? Но зато здесь есть мобильная связь и интернет - прекрасное место для длительной самоизоляции интровертов и музей мамонта. И ещё суровый субарктический климат. Зимой здесь нередки морозы до -50С, а летом жара до +30С. Полярная ночь длится более двух месяцев с 17 ноября по 25 января, а полярный день с 9 мая по 4 августа. Но больше всего меня удивила стоимость квартир в Хатанге. Не думал, что кто-то здесь может покупать квартиры, но сильно ошибался. Мало того, что за небольшую квартиру в этом далеком селе на Крайнем Севере просят до миллиона рублей, так их еще и покупают. Причем, местные долгане из национальных сел. Для своих детей, которые хотят переехать из поселков в более комфортное место для жизни. Хатанга удивила меня во всем. Ценами, пейзажами, условиями для жизни и отзывчивыми добрыми людьми, которые помогали нам решать вопросы с жильем, теплым боксом для небольшого ремонта автомобиля для дальнейшего продолжения нашей экспедиции на Север, топливом и питанием. Знаю точно, что обязательно вернусь в эти места еще. Есть что-то в них притягивающее и манящее. Источник: https://zen.yandex.ru/media/d1als/-5ffe994cfec2503c7433ccf8 | |
| |
Просмотров: 148 | |
Всего комментариев: 0 | |