Успенский собор во ВладимиреВладимир, ул. Большая Московская, 56 Успенский собор во Владимире был возведен в 1158–1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописному тексту, известному благодаря упоминанию историка XVIII века В. Н. Татищева, Успенский собор создавали мастера, прибывшие из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». В отличие от утвердившегося в местной архитектурной школе типа четырехстолпного крестово-купольного храма, Успенский собор первоначально был шестистолпным одноглавым сооружением с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке, так как в качестве образца был использован особо почитавшийся Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы. После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186–1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы. В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году. Большой (Екатерининский) дворецПервый каменный дворец на Сарской мызе (так называлось Царское Село в начале XVIII века) был построен по проекту Иоганна Браунштейна как летняя загородная резиденция Екатерины I. В конце 1742 — начале 1743 года начались масштабные работы по расширению и перестройке дворца для императрицы Елизаветы Петровны. Работами руководили известнейшие русские зодчие: Михаил Земцов, Андрей Квасов, Савва Чевакинский. С 1748 года строительство дворца возглавил Франческо Бартоломео Растрелли. Работы были завершены в 1756 году. Дворец поражает своими размерами: длина фасада более трехсот метров. Лазоревые стены в сочетании с белыми колоннами и золочеными украшениями создают приподнятое праздничное настроение, столь соответствующее личности «веселой царицы» Елизаветы. Фасады украшены фигурами атлантов, львиными масками и другими скульптурными изображениями. В комплекс дворца с северной стороны включена придворная церковь, акцентированная пятью миниатюрными главками, которой отвечал купол над парадным крыльцом в южной стороне дворца. Перед фасадом был устроен плац, огражденный флигелями и циркумференциями (полукруглыми служебными корпусами). С большой роскошью были украшены внутренние помещения дворца. Растрелли создал Парадную анфиладу, проходившую по всей длине здания от главной лестницы до придворной церкви. На золочение всех внутренних и внешних украшений ушло около 100 килограммов золота. Подлинной жемчужиной в убранстве дворцовых залов стала знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем и собранная во дворце по приказу Елизаветы Петровны в 1755 году. Среди других интерьеров елизаветинского времени выделялись роскошью Большой зал и дворцовая церковь. Во 2-й половине XVIII–XIX веках часть залов была перестроена в иных архитектурных стилях, парадная лестница перенесена на новое место. Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Восстановительные и реставрационные работы во дворце продолжаются по сей день. Церковь Спаса на НередицеЦерковь Спаса на Нередице была построена в 1198 году на правом берегу ручья Малый Волховец, неподалеку от Новгородского городища, по заказу князя Ярослава Владимировича. Храм, ставший собором Спасо-Нередицкого монастыря, был возведен в память об умерших сыновьях князя. Спасская церковь — это яркий пример новгородского зодчества второй половины XII века, отличающийся особенностями. Как и другие памятники Новгорода этого периода, она представляет собой четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным покрытием. К западному фасаду церкви Спаса на Нередице ранее примыкал притвор. Фасады церкви расчленены лопатками на прясла. Окна в соответствии с традицией того времени располагаются пирамидально. Верхняя часть барабана украшена традиционным новгородским аркатурным фризом, который по нижнему краю декорирован поребриком. На хоры, располагающиеся в западной части храма, ведет лестница, расположенная в западной стене. Боковые части деревянных хоров отделены от трансепта стеной, образуя традиционные для новгородского зодчества этого времени угловые каморы. В юго-западной части хоров располагался придел Никиты Халкидонского, алтарная ниша которого находилась в восточной стене. Особенностью интерьера храма являются ниши полукруглой формы, расположенные в нижней части стен в алтарной части и в западном пространстве под хорами. В центральной апсиде они заменили синтрон (скамья для духовенства), в западной части храма, вероятно, указывают на погребальную функцию. В 1199 году собор был расписан фресками. Росписи, получившие широкую известность еще в середине XIX века, отличались высоким качеством и хорошей сохранностью. Во время Великой Отечественной войны храм находился на линии огня и в октябре–ноябре 1941 года был разрушен. В 1956–1958 годах церковь Спаса на Нередице была восстановлена по проекту Григория Штендера. Зимний дворецЕще в 1752 году Ф. Б. Растрелли составил несколько проектов перестройки существовавшего Зимнего дворца времен Анны Иоанновны. Эти проекты наглядно показали, что возможности расширения прежнего здания полностью исчерпаны. В 1754 году было принято окончательное решение строить новый дворец на прежнем месте. По размерам и великолепию архитектурной отделки он должен был превзойти все предшествовавшие императорские дворцы в Санкт-Петербурге, стать символом богатства и мощи русского государства. Императрица Елизавета Петровна, особо отмечала, обращаясь в Сенат через архитектора Ф. Б. Растрелли: «Строение того каменного Зимнего дворца строитца для одной славы всероссийской империи и по обстоятельству-де оному следует Правительствующему Сенату во всех случаях неотменно стараться, чтоб оное безостановочно приведено было к окончанию». Новый Зимний дворец был задуман в виде замкнутого четырехугольника с обширным парадным двором. Северный фасад дворца был обращен к Неве, западный — в сторону Адмиралтейства. Перед южным фасадом Ф. Б. Растрелли запроектировал большую площадь, в центре которой предлагал установить конную статую Петра I, изваянную отцом архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Полукруглая площадь планировалась и перед восточным фасадом Зимнего дворца, со стороны современного Малого Эрмитажа. Эти планы не были осуществлены. Строительство грандиозного здания продолжались 12 лет. На этот период императорский двор перебрался во временный деревянный Зимний дворец, построенный на Невском проспекте. В теплое время года столичной императорской резиденцией служил Летний дворец. Накануне Пасхи 1762 года состоялось торжественное освящение домовой церкви Зимнего дворца, ознаменовавшее окончание строительства, хотя многие помещения еще оставались неотделанными. Елизавете Петровне не довелось жить в новом дворце — она скончалась в декабре 1761 года. Во дворец переехал император Петр III. В царствование Екатерины II часть интерьеров Зимнего дворца была оформлена в соответствии с новыми художественными вкусами. Изменения и дополнения вносились в 1-й трети XIX века. Разрушительный пожар 1837 года уничтожил дотла великолепную внутреннюю отделку. Ее восстановлением в 1838–1839 годах занимались архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов. Зимний дворец принадлежит к одним из наиболее выдающихся произведений русского барокко. Трехэтажное здание расчленено антаблементом на два яруса. Фасады декорированы колоннами ионического и композитного ордера; колонны верхнего яруса объединяют второй (парадный) и третий этажи. Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников (можно насчитать два десятка их видов), обильная лепнина, множество декоративных ваз и статуй на парапетах и фронтонах создают необычайное по пышности и великолепию декоративное убранство дворца. Яркая контрастная окраска стен и архитектурных украшений усиливает общее живописное впечатление. Ее первоначальна гамма была несколько иной по сравнению с современной — дворец был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью». Южный фасад дворца прорезан тремя въездными арками, ведущими в парадный двор. В центре северного корпуса находился центральный вход. Через протяженный вестибюль можно было пройти на парадную Иорданскую лестницу, занимавшую целый ризалит в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль невского фасада от лестницы проходила торжественная анфилада, замыкавшаяся грандиозным Тронным залом. Ни один из ныне существующих залов Зимнего дворца не может сравниться с ним размерами: Ф. Б. Растрелли, сохранив ширину Тронного зала времен Анны Иоанновны (28 метров), довел его длину до 49 метров. Вдоль восточного фасада от Иорданской лестницы шла вторая анфилада, заканчивавшаяся дворцовой церковью. За церковью, в юго-восточном ризалите планировались личные апартаменты Елизаветы Петровны. Все интерьеры Растрелли погибли во время пожара 1837 года. Специальным распоряжением Николая I в первоначальном виде были восстановлены Иорданская лестница и дворцовая церковь. Последняя вновь пострадала уже в советское время — в 1938 году был разобран пышный резной иконостас. Интерьер церкви восстановлен в 2014 году. Ныне здание Зимнего дворца принадлежит Государственному Эрмитажу, здесь располагаются экспозиции музея. Золотые воротаВладимир, ул.Большая Московская, 1А После переноса столицы княжества из Ростова во Владимир князь Андрей Боголюбский предпринял строительство во Владимире новых фортификационных укреплений, представлявших собой дерево-земляные сооружения в виде валов, на которых были созданы деревянные стены. Остатки валов до сих пор сохраняются в городе. Главный въезд в новую столицу княжества был отмечен возведением парадных ворот, завершенных в 1164 году. Сооружение получило название Золотые ворота, как парадные Золотые ворота первой столицы древней Руси Киева и столицы христианского мира Константинополя. Ипатьевская летопись сообщает о том, что: «Князь же Андрей бе город Володимерь силну устроил, к нему же ворота златая доспе, а другая серебром учини». Этот текст позволяет предположить, что сооружение в верхней части могло быть украшено золотом. Постройка была сооружена из белого камня бригадой мастеров, работавших в Ростово-Суздальском княжестве еще при князе Юрии Долгоруком. Сооружение представляло собой высокое квадратное в плане сооружение с проездной аркой. На его сводах было устроено гульбище, на которое попадали по внутристенной лестнице. На гульбище располагалась надвратная церковь, посвященная празднику Положения Риз Богородицы. Она представляла собой четырехстолпный одноглавый крестово-купольный храм, близкий архитектурным сооружениям времени Юрия Долгорукого. В 1778 году Золотые ворота пострадали от сильного пожара. В 1810 году по проекту Чистякова были выстроены контрфорсы, укрепившие древнее здание, а на месте церкви Ризоположения был возведен новый надвратный храм. Церковь Вознесения в КоломенскомМосква, проспект Андропова, 39 стр. 1 Первый каменный шатровый храм в русской архитектуре, признанный шедевр церковь Вознесения в Коломенском была построена великим князем Василием III в собственном подмосковном селе Коломенское в честь рождения долгожданного наследника — будущего государя Ивана IV Грозного. Поставленная на высокий подклет, нижняя часть сооружения предствляет собой крестообразную форму, переходящую в восьмерик, на который опирается высокий шатер, осеняющий бесстолпное внутреннее пространство. Обладающий повышенной центрической композицией и выразительным силуэтом храм окружен двухъярусной галереей с торжественными лестничными спусками. Храм отличается многочисленными деталями, имеющими ренессансный характер, в то время как украшающие фасады вимперги сообщают о знакомстве зодчего с готическими мотивами. Итальянский кирпич, особенности объемно-пространственной композиции, характерные детали, а также связь сооружения с центрическими храмами Италии, которые цитируют идею Ротонды храма Гроба Господня в Иерусалиме, позволяют предположить, что автором уникального храма был один из итальянских архитекторов, работавших при дворе Василия III. По предположению С. С. Подъяпольского этим зодчим мог быть Петрок Малой — автор церкви Воскресения в Московском Кремле, примыкавшей к Ивану Великому, а также стен и башен Китай-города. Зимний дворец Анны ИоанновныНе пожелав жить в Зимнем дворце Петра I, императрица Анна Иоанновна распорядилась о создании новой резиденции. Первоначально императорский двор разместился в бывшем доме генерал-адмирала Ф. М. Апраксина на набережной Невы близ Адмиралтейства, расширенном в 1731 году деревянными пристройками. В 1732 году с западной стороны «Адмиральского дома», параллельно Адмиралтейству, началось возведение каменных парадных корпусов — фактически это было строительством нового дворца. Работами руководил Франческо Растрелли при участии своего отца Бартоломео. Учитывая сложную конфигурацию участка, Ф. Б. Растрелли развернул главный фасад дворца в сторону Адмиралтейства. Торцевой фасад со стороны Невы примыкал к «Адмиральскому дому», продолжая сплошную застройку набережной. Южный торцевой фасад был обращен на Адмиралтейский луг, в сторону современной Дворцовой площади. С Адмиралтейского луга был устроен въезд во внутренний парадный двор, образованный с трех сторон новым дворцом, «Адмиральским домом» и служебными постройками. В линии застройки набережной дворец выделялся высотой — еще издалека была заметна его массивная кровля с переломом. Центральная часть невского фасада была акцентирована ризалитом на семь осей, за которым располагался огромный двухсветный Тронный зал площадью около 1000 квадратных метров. Фасад дворца со стороны Адмиралтейства имел два сильно выступающих боковых крыла и три ризалита в центре, создававших выразительную торжественную композицию. Парадные залы были сгруппированы в две анфилады, проходившие вдоль адмиралтейского и дворового фасадов. В южной части нового здания был построен придворный театр — первое в России театральное помещение европейского образца. В 1742–1744 годах, в начале царствования императрицы Елизаветы Петровны, дворец подвергся значительной внутренней перестройке. Были созданы новые парадные покои, в Тронном зале устроены фонтаны и каскады. В это же время во дворце был смонтирован «Янтарный кабинет» — знаменитая Янтарная комната, перемещенная позднее в Царское Село. В 1746–1747 годах со стороны Адмиралтейского луга к дворцу был пристроен протяженный флигель с личными покоями императрицы и малой церковью. В результате многочисленных переделок к началу 1750-х годов дворец приобрел беспорядочный, пестрый вид. Его фасады потеряли симметрию, многочисленные пристройки не соответствовали великолепию императорской резиденции. Стало очевидным, что больше расширять старое здание нельзя. В 1754 году было начато строительство нового грандиозного Зимнего дворца. Храм Христа СпасителяЗакладка храма была произведена 12 декабря 1817 года на Воробьевых горах между Смоленской и Калужской дорогами. Но этот проект, задуманный в величественных классических формах, так и не был реализован — указом Сената от 11 мая 1827 года строительство было прекращено. Проведенный в 1829 году второй конкурс не дал ожидаемого результата, и в 1830 году Николай II передал проектирование храма К. А. Тону, которому удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением — территорией Алексеевского монастыря. В 1837 году была назначена Комиссия по сооружению храма, через год начались строительные работы. Сооружение храма Христа Спасителя стало для Москвы знаменательным событием: его архитектура провела четкую грань меж двух эпох в архитектуре Москвы — уходящего классицизма в варианте послепожарного московского ампира и зарождения русского стиля для обновления исторического центра Москвы. Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием, восходившим к византийским образцам, Тон дополняет его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV–XVI веков. Это и килевидная форма закомар, и аркатурно-колончатый пояс на уровне окон второго яруса, и, наконец, опоясывающая основной объем храма, повторяющая форму равноконечного креста плана, обходная галерея, превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 года. И если символики форм в неосуществленном проекте Витберга опиралась на христианское вероучение, то в тоновском проекте программно и определенно заявлена тема национального храма-памятника, храма-музея и обетного храма, возведенного в освященном обычаем месте — в центре Москвы, рядом с древним Кремлем. Массивный кубовидный объем храма, грандиозность которого обусловлена близостью Кремля, получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам: их отличает лишь тематика скульптурного убранства. Фасады снаружи декорированы 48 рельефами, авторами которых были скульпторы А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов, П. К. Клодт. Рельефы, украшающие двери порталов собора исполнены по моделям Ф. П. Толстого. Внутренняя отделка храма производилась по новому проекту, работу над которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А. И. Резанов и Л. В. Даль. Обратившись к традиционной, «поясной» схеме росписи древнерусских храмов, они подчинили ее соразмерности архитектурных членений, отказавшись от типичного для классицизма декора с использованием ордерных элементов. Сюжетные композиции вписывались в орнаментальные обрамления, подчиненные формам, линиям и абрисам предназначенных для живописи поверхностей стен. В орнаментальной разбивке стен храма были использованы разные породы мрамора и декоративная роспись. Сюжетные композиции, повествующие о земной жизни Христа, расположенные выше уровня хор, исполнили художники А. Т. Марков, И. Н. Крамской (главный купол), П. В. Басин и Н. А. Кошелев (центральный барабан, своды малых куполов), Ф. А. Бруни и П. С. Сорокин (паруса и клиросы), В. В. Верещагин (ниши в основании четырех пилонов), а также Г. И. Семирадский, В. Д. Фартусов, В. Е. Маковский и др. Иконостас, представляющий собой уникальную композицию в виде мраморной восьмигранной часовни, увенчанной золоченым бронзовым шатром, располагался по оси главного входа в восточной части основного креста храма. Его высота вместе с шатром составляла 26,6 м. Иконы на Царских вратах и в четырех ярусах иконостаса были написаны, в основном, Т. А. Неффом. Часовня одновременно служила иконостасом и играла роль надпрестольной сени. Основной объем храма опоясывала двухъярусная галерея, в первом этаже которой был устроен музей. На его стенах разместились 177 мраморных плит; на их поверхности были высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 года, высочайшие приказы, рескрипты и увековечены имена воинов — защитников Отечества. Во втором ярусе, на хорах, разместились дополнительные престолы храма. 5 декабря 1931 года храм был взорван. Некоторое количество фресок было снято и передано в Третьяковскую галерею. Несколько горельефов с фасадов храма переданы в Музей архитектуры (вмонтированы в стены Донского монастыря). В 1990 году начато его восстановление, при строительстве были использованы хранящиеся в Музее архитектуры чертежи Тона и его помощников. Новый храм был воздвигнут на огромном стилобате, внутри которого разместился нижний храм во имя Св. Николая Мирликийского, Музей храма Христа Спасителя и зал церковных соборов. Вновь построенный храм был освящен в 2000 году. Крепостная гора в Ставрополепос. Первомайский, ул. Запрудня, 2 «Самым интересным и достопримечательным местом в Ставрополе является Соборная гора. Здесь, на этой горе, все прошлое Ставрополя, его колыбель, вся его история». Григорий Николаевич Прозрителев. «Историко-археологический путеводитель по городу Ставрополю на Кавказе и его окрестностям» Крепостная гора располагается в исторической части города. В 1777 году на ней возвели Ставропольскую крепость. Цитадель занимала всю гору и была неприступной, потому что ее окружали крепостной ров и вал. Полководец Александр Суворов лично проверял ее боеготовность в 1778–1779 годах. Благодаря своему расположению она стала центральной среди крепостей Азово-Моздокской оборонительной линии. По углам прямоугольной крепости располагались бастионы. В 1779 году внутри цитадели построили 14 драгунских казарм. С восточной и южной стороны крепости находились солдатская слобода и станица, армянский квартал и мещанское поселение. Именно они в 1785 году образовали город Ставрополь. В середине XIX века ставропольская крепость перестала быть оборонительным фортом Юга России. Крепостную территорию стали застраивать городскими зданиями. Одними из первых были казначейство, пожарная часть и уездное училище. Бывшую крепостную казарму приспособили под приют, а неподалеку построили Александровскую женскую гимназию. В 1849 году на вершине Крепостной горы построили Кафедральный собор Казанской Божией Матери. В середине 60-х годов XIX века соборный комплекс дополнила четырехъярусная колокольня. Ее возвели по проекту ставропольского архитектора Павла Воскресенского. Она стала самым высоким зданием города, ее высота превышала 98 метров. Во второй половине XIX века на Крепостной горе разбили парк, который назвали в честь командующего Кавказской армией генерал-фельдмаршала Александра Барятинского. В советское время внешний облик Крепостной горы изменился. В 1930-х годах разрушили Казанский собор, а в 1943 году и колокольню. От храмового комплекса осталась переделанная каскадная лестница, которая раньше вела к собору. В 1947 году на вершине горы поставили памятник-мавзолей генералу Иосифу Апанасенко. Он принимал участие в боях на Курской дуге и погиб под Белгородом 5 августа 1943 года. Генерала Апанасенко похоронили на родине согласно его предсмертной записке: «Я старый солдат русской армии, четыре года войны империалистической, три года гражданской. И сейчас на мою долю выпало воевать, защищать Родину. По натуре хочу быть всегда впереди. Если же мне суждено погибнуть, прошу хоть на костре сжечь, а пепел похоронить в Ставрополе на Кавказе». В 1967 году внизу бывшей соборной лестницы на братской могиле открыли мемориал «Вечная Слава». Через 10 лет, к 200-летию города, установили памятник Суворову и «Суворовскую палатку». Она символизировала палатку первых поселенцев, которые строили крепость. В 1991 году Крепостная гора стала заповедной территорией. В сентябре 2000 года на Крепостной горе открыли именной символ Ставрополя — памятник «Крест». Спасо-Преображенский собор Переславля-ЗалесскогоСпасо-Преображенский собор Переславля-Залесского, возведенный в 1152–1157 гг., является наиболее сохранным сооружением, относящемся к раннему этапу белокаменного зодчества северо-восточной Руси. Являясь современником церкви Бориса и Глеба в Кидекше, совпадая с ней в размерах, строительной технике, собор демонстрирует вариативность стиля, характерного для ростово-суздальской архитектуры при Юрии Долгоруком. Четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным завершением сохранил алтарную часть в виде трех высоких апсид, центральная выделяется размерами, ее ширина и высота соотнесены с размерами центрального нефа. В интерьере в западной части храма располагаются княжеские хоры, опирающиеся на мощные белокаменные своды. Центральное алтарное пространство отделялось белокаменной алтарной преградой, остатки которой были обнаружены во время исследований памятника. Фасадный декор Спасского собора на первый взгляд кажется скромнее, чем в церкви в Кидекше: отсутствует аркатурный фриз с поребриком в уровне расположения хор, замененный горизонтальным обломом. Однако городчатый фриз в верхней части барабана, а также изысканный, тонко исполненный фриз над традиционными романскими декоративными мотивами — аркатурным поясом и поребриком, расположенные в верхней части апсид, не только опровергают эту точку зрения, но и демонстрируют связь с европейской архитектурой. Строительная техника и декор позволяют предполагать, что мастера, работавшие на Юрия Долгорукого, имели отношение к строительной деятельности Малопольши и Галича. Памятник Ленину в Улан-УдэПамятник Владимиру Ленину в бурятской столице — самая большая монументальная голова Ленина в мире, ее вес превышает 42 тонны. Высота скульптуры — 7,7 метра, вместе с пьедесталом она достигает 14 метров. Идея создания памятника появилась в 1970 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Ленина, в честь которого, как вспоминают старожилы Улан-Удэ, раньше в городе были установлены три небольших монумента. Градостроители решили заменить их масштабной скульптурной композицией на главной площади. Авторами памятника стали отец и сын — скульпторы Георгий и Юрий Нерода. В 1970 году на площади Советов, где теперь располагается памятник Ленину, находился большой сквер и памятник Павшим борцам (горожане называют его «Шпилем»). По проекту известного архитектора Павла Зильбермана территорию выровняли и расчистили, сквер убрали, а «Шпиль» перенесли на площадь Революции. Голову Ленина создавали мастера на Мытищинском камнерезном заводе, оттуда ее везли по частям на специальном поезде. Официально монумент открыли 5 ноября 1971 года. Сегодня памятник Ленину в Улан-Удэ — одна из главных достопримечательностей республиканской столицы и всей Бурятии. Георгиевский собор Юрьева-ПольскогоГеоргиевский собор Юрьева-Польского возведен в 1230–1234 годах по заказу князя Святослава Всеволодовича — сына Всеволода Большое Гнездо. Летописец описывал этот памятник как «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». В XV веке верх собора обрушился. В 1471 году В. Д. Ермолиным собор был восстановлен без сохранения первоначального облика. В конце XVIII–XIX веке древний собор постепенно обстраивался новыми сооружениями в стиле классицизм, которые практически закрыли древнюю постройку. В 1781 году к храму была пристроена колокольня. В 1817 году был увеличен в размерах северо-восточный Троицкий придел, который был основан в середине XIII века. Первоначально в Троицком приделе находилось погребение заказчика собора князя Святослава Всеволодовича. В 1827 году с южной стороны к собору была пристроена ризница. В XX веке поздние сооружения были разобраны с целью выявить формы древнего памятника. Георгиевский собор Юрьева-Польского представлял собой одноглавый четырехстолпный крестовокупольный храм с повышенными пропорциями. К северному, западному и южному фасадам собора примыкали высокие притворы. Западный притвор был выше боковых, так как в его втором ярусе располагались княжеские хоры. Первоначальный облик верхней части собора неизвестен. Несколько реконструкций по-разному восстанавливают его верхнюю часть. Фасады Георгиевского собора, разделенные на прясла, завершались килевидными закомарами. Килевидную форму имели своды притворов. Углы четверика были отмечены колонками с необычными трехгранными капителями. В центральной грани капители располагался фронтально изображенный лик святого, в боковых — профильные изображения других святых. Вся нижняя часть стен Георгиевского собора покрыта рельефным декором, который вырезался по готовой белокаменной кладке. В уровне хор фасады украшал аркатурно-колончатый фриз, в который были включены фигуры святых в полный рост. Над аркатурно-колончатым поясом изображения состояли из отдельных каменей, рельефы которых создавались на земле и затем собирались на стене. В верхней части каждого прясла над окном располагалась выделенная размерами композиция. Вероятно, среди главных изображений находилось Распятие, часто называемой «Святославов крест», которое хранится в интерьере собора. Также выделялись композиции Преображение, Деисус, Семь отроков в пещи огненной, фрагменты которых рассеяны по фасадам. Изображения святых в рост и полуфигуры, святые воины-всадники, полуфигуры святых в круглых медальонах, птицы, животные, фризы, состоявшие из масок львов, пасти которых соединялись переплетающимися лозами, и человеческих масок, растительные мотивы ярусами покрывали фасады Георгиевского собора. Георгиевский собор Юрьева-Польского был самым украшенным собором древнерусского зодчества. Дворец Монплезир«Mon plaisir» в переводе с французского означает «моё удовольствие». Такое название дал дворцу сам Петр I, и оно хорошо отражает его назначение — быть местом отдыха и увеселений. Дворец построен предположительно по проекту А. Шлютера; после смерти архитектора строительством руководил И. Ф. Браунштейн. Одноэтажное кирпичное здание имеет скромную отделку. Центральный объем перекрыт высокой уступчатой кровлей, к нему с двух сторон примыкают длинные галереи, завершающиеся небольшими павильонами. Со стороны моря перед дворцом устроена терраса с балюстрадой. Внутренние помещения дворца сохранили отделку петровского времени. Георгиевская церковь в Старой ЛадогеЛенинградская область, проспект Энгельса, 10 Георгиевская церковь в Старой Ладоге 2 половины XII века находится в пределах древней крепости, расположенной в низовьях реки Волхов. Этот храм известен не только благодаря уникальным фрагментам фресковых росписей 2 половины XII века, выполненных византийскими художниками. Георгиевская церковь, как и собор Успенского монастыря Старой Ладоги, несет в себе узнаваемые черты новгородской школы второй половины XII века. Точная дата сооружения храма не известна. Несохранившаяся церковь Климента папы Римского, предшествовавшая Георгиевской церкви, по летописному источнику датируется 1153 годом. Георгиевская церковь Старой Ладоги — это камерный крестовокупольный храм с позакомарным завершением, увенчанный одной главой. На востоке четверика расположены три высокие апсиды, имеющие небольшой вынос. Разделенные лопатками на прясла стены боковых фасадов, прорезаны окнами, расположенными пирамидально. Внутреннее пространство храма устроено по примеру утраченной церкви Климента. В западной части храма расположены хоры, представляющие замкнутые угловые камеры, соединенные деревянным настилом, что наследует прием, впервые сложившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, построенного новгородскими мастерами, видимо, в конце 1130-х годов. На хоры можно подняться по внутристенной лестнице, расположенной в западной стене. В интерьере отсутствуют лопатки оставляя стены храма свободными для размещения росписей. Исследователи обратили внимание на очевидную связь архитектуры Георгиевской церкви и украшающих ее интерьер фресок. В частности, нижнее окно дьяконника во время строительства было устроено в южной стене четверика, что нарушало общую композицию алтарной части, где все окна были расположены симметрично в два яруса. Этот отход от правила был обусловлен тем, что в южной апсиде была осуществлена большая фреска вертикального формата «Чудо Георгия о змие», которую решили не разрывать окном. Летний дворец Петра IВозведение существующего каменного дворца началось в 1711 году и вчерне было завершено год спустя. Изначально дворец с трех сторон был окружен водой, находясь на мысе между Невой, Фонтанкой и небольшой искусственной гаванью. Во второй половине XVIII века при возведении каменной набережной Невы берег был подсыпан и дворец оказался отодвинут от набережной. Проект дворца составил, вероятно, Доменико Трезини. В 1713–1714 годах велись работы по внутренней и внешней отделке здания, в которых мог принимать участие архитектор и скульптор Андреас Шлютер. С именем Шлютера связывают создание на фасадах дворца барельефов-аллегорий, прославляющих победы русского флота. На протяжении своего существования дворец не претерпел значительных изменений. Внешний облик компактного, прямоугольного в плане здания со скромными фасадами типичен для петербургских построек петровского времени. Оконные наличники имеют простой рисунок, углы здания обработаны рустом. Единственное указание на высокий статус царского дворца — лепные барельефы между окнами первого и второго этажей. В ряде внутренних помещений сохранилась первоначальная отделка резными деревянными панелями и изразцами, живописные плафоны, лепнина, изразцовые печи. В XVIII веке по другую сторону искусственной гавани, вдоль набережной Фонтанки, располагались «Людские покои», построенные одновременно с Летним дворцом. Несмотря на название, «покои» имели ряд парадных залов. Именно здесь первоначально была смонтирована знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем. Летний дворец и «покои» соединялись переходом, к которому была пристроена каменная галерея, вмещавшая небольшое собрание живописи — первая картинная галерея Санкт-Петербурга. Эти постройки не сохранились. Воскресенский девичий Смольный монастырьСанкт-Петербург, площадь Растрелли, 1 Монастырь был заложен в 1748 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны. Он должен был стать главным женским монастырем Санкт-Петербурга, в пару мужскому Александро-Невскому монастырю, основанному Петром I. Сохранилась деревянная модель Смольного монастыря, выполненная в мастерской Ф. Б. Растрелли и дающая хорошее представление о замысле зодчего (ныне в собрании музея Академии Художеств). В центре монастырского комплекса находится монументальный пятиглавый Воскресенский собор. В середине XVIII века он был крупнейшим купольным зданием в России. Устройство пяти глав в духе древнерусского зодчества было требованием самой императрицы, пожелавшей, чтобы соборная церковь «была снаружи и внутри с приличным греческой [т. е. православной] церкви украшением». По четырем сторонам собора располагаются протяженные здания келий, а в угловых корпусах — четыре малых церкви. При въезде в монастырь должна была возвышаться грандиозная 6-ярусная 140-метровая колокольня. Хотя вчерне комплекс был готов уже в конце 1750-х годов, к его внутренней отделке из-за значительных военных расходов по причине вступления России в Семилетнюю войну не могли приступить еще несколько лет. В 1762–1764 годах здания монастыря достраивал архитектор Ю. М. Фельтен. Им была завершена внутренняя отделка некоторых помещений и двух угловых церквей по проекту Ф. Б. Растрелли. К сожалению, церкви сильно пострадали в советский период, лишившись первоначальных иконостасов. Отделка интерьеров Воскресенского собора и фасадов келий у парадного входа в монастырь была завершена лишь в XIX веке. | |
| |
Просмотров: 188 | |
Всего комментариев: 0 | |