Обладая природной гибкостью, монгольские гимнастки начинают обучение с пяти лет. Школы акробатики в Монголии весьма популярны. Монгольская акробатика имеет вековые традиции и берет свое начало в буддийских практиках медитации и позах, имитирующих животных. Не так давно с гастролями в Британию приезжала гимнастка из Монголии с уникальными возможностями – она научилась умещаться в бутылке, при этом слаживалась втрое и залезала в большой сосуд с узким горлышком. Но и это еще не все, после того, как гимнастка, которую зовут Одка, выбиралась оттуда, вставала на руки, брала ногами лук и без промаха трижды стреляла из него в мишень. По словам самой циркачки, конторсией она увлеклась еще в одиннадцать лет, и начала тренироваться шесть дней в неделю. Руководила ее тренировками родная тетя, которой сейчас 35, но она все еще может залезть в бутылку. Некоторым такой акробатический номер может показаться не совсем воплощением грации и красоты, а чем-то странным и неестественным. Но в Монголии умение изгибать тело под самыми невероятными углами доведено до такого совершенства, что некоторые сторонники этого искусства считают его совершенно уникальной монгольской традицией и хотят добиться для него международного признания. История возникновения акробатического искусства монголов На протяжении сотен лет монголы оттачивали свое акробатическое искусство наподобие монгольского народного танца биелэг. В танце биелэг исполнители изгибаются назад, пока спиной не коснуться пола. «Сохранились письменные свидетельства XVII века о первом театре под названием «Саран-Хуху», основанном Дазан Равжаа (Dazanravjaa) - буддистским ламой, поэтом и драматургом, почитаемым в Монголии как святого. Рассказывают, что в этом театре имелись женщины, которые могли двигаться так, будто их тела были гуттаперчевыми. Однако мнения по поводу исторического наследия монгольских пластических акробатов расходятся, бытует мнение, что не то чтобы это было унаследовано из глубины веков, а просто внедрено и превращено в вид национального искусства. Пластическая акробатика превратилась в настоящий вид исполнительского искусства с созданием в 1941 году Государственного цирка Монголии и появлением первой официальной пластической акробатки Ценд-айуш (которая, как и большинство монголов того времени, называла себя только по имени). С нее началась школа искусства пластической акробатики в Монголии. Потом была Мажигсурен (Majigsuren), вторая исполнительница номеров «каучук». С ее приходом номера обогатились не только пластикой тела, но также силовыми и эквилибристическими элементами. Монгольские акробаты известны далеко за пределами своей страны Монгольские акробаты стали ведущими артистами таких всемирно известных цирков, как канадский «Цирк дю солей». С 1994 года в общей сложности 37 монгольских артистов выступали в составе труппы этого цирка, 29 из них в качестве исполнителей номеров «каучук». Монголия славится сильными цирковыми традициями в целом ряде акробатических дисциплин, включая номера воздушных гимнастов и акробатов на шестах – жанр, известный под названием «Русская палка», но традиция номеров «каучук» является уникальной в своем роде. Монголия специализируется на этой дисциплине, что являет собой результат физической предрасположенности и сильной традиционной школы. В 2008 году американская артистка Нэнси Кейт Сифкер (Nancy Kate Siefker), занимавшаяся гимнастикой и балетом, начала брать уроки пластической акробатики, обнаружив в Сан-Франциско монгольского тренера. В том же году она по совету тренера совершила уже вторую поездку в Монголию на короткий интенсивный тренинг. По признанию Нэнси Сифкер, раньше она считала эти выступления второстепенными номерами цирковой программы, но наблюдение за работой монгольских акробатов развеяло эти представления. «Это не второстепенное действо – это не просто выворачивание руки, залезание в коробку или пролезание через теннисную ракетку. Это танец, это повествование, это пробуждение эмоций», – говорит она. В 2011 году национальный организационный комитет выдвинул монгольскую пластическую акробатику претендентом на включение в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО – программы ООН, выделяющей финансирование на сохранение культурных традиций и повышения информированности населения планеты об их значении.
Пластическая акробатка выполняет эквилибристический этюд на перше в Государственном драматическом театре Монголии в Улан-Баторе. Монгольские акробаты стали ведущими артистами таких всемирно известных цирков, как канадский «Цирк дю солей». (Фото: Перли Джейкоб)
Уважаемые читатели, как вы думаете, что является решающим фактором в такой популярности пластической акробатики в Монголии? Национальная предрасположенность, мода или что-то еще? | |
| |
Просмотров: 165 | |
Всего комментариев: 0 | |