Интересна история возникновения "Киевского вальса". В письме к П. Майборода и А. Малышко студенты Киевского медицинского института выразили желание услышать песню, посвященную цветущему Киеву, который им хотелось бы запечатлеть в душе, когда они, уже молодые врачи, разъедутся по разным уголкам страны.
Именно студенты-медики и стали первыми слушателями и исполнителями песни, которая стала одной из самых любимых в Советском Союзе и которая до сих пор вызывает всю гамму чувств для человека, который влюблён в этот прекрасный город на Днепре!
В СССР "Киевский вальс" стал неофициальным гимном Киева, а мелодия припева ("...знову цвітуть каштани, хвиля дніпровська б'є, молодість мила - ти щастя моє...") была позывным сигналом Киевского радио.
Снова цветут каштаны, слышится плеск Днепра.
Молодость наша, ты - счастья пора.
Я услышала в первый раз эту песню, когда мне было лет восемь-девять, на Родине в Казахстане.
Теперь мне уже больше шестидесяти. Я давно живу далеко от Казахстана.
Только снова и снова встает в моей памяти наш тогда новенький саманный клуб из глинянных с соломой кирпичей-саманов, в нем почти что только одно кино крутили, и кузнец дед Жорник на индийские двухсерийные фильмы со своим высоким табуретом приходил, (чтобы собственное удобное место иметь), а мы, ребятишки, галдели перед началом сеанса и громко откидными фанерными сиденьями хлопали и удивлялись, что они сами откидываются. С обеих сторон того клуба за несколько быстрых лет вырастали высокие тополя, высаженные комсомольцами и молодежью на первомайский субботник, а другие деревья и не росли в нашей степной безлесной деревне. Вообще-то село это было, село Тамамбай, "отделение №2 Явленского совхоза Ленинского района Северо-Казахстанской области", - как писали на конвертах в те годы. Нет, росли в нашем Тамамбае еще акации и клены, их поначалу сильно поливать надо было, и то они небольшие вырастали, не огромные они были, а так, акации окошки с бело-голубыми наличниками закрывали, а клены все же выше крыш поднимались, с них пацаны свистульки хорошие делали. Нет, были за Тамамбаем вдалеке сонные летом, березовые леса, в них и осины росли, и тальниковые заросли там были. Эти на огородные и дворовые плетни «дуже здорово посрубляли»: культурный штакетник только в шестидесятые годы появился, уже в самый социалистический расцвет.
... У нас был День молодежи (29 июня), и в клубе, с широкими некрашенными половицами, шли танцы. Днем!
Совхозные взрослые девчата, в чисто отмытых, незапыленных туфлях, словно цветы за селом, в мае под степным ветром, были в этот день такие яркие, веселые, они дроботали в вихрях пыли под музыку, что из новенькой радиолы с пластинками летела; и некоторые девушки были в крепдешиновых платьях, эти платья просвечивались, когда в солнечную полосу из окна попадали.
Парни, уверенные, но не хулиганистые, а серьезные и добрые, подходили к ним и, не щипком под локоть, а на расстоянии и, чуть- чуть наклонившись вперед, просили «на пару потанцевать».
Мы, малолетки, страшно стеснялись такого торжества и не заходили прямо в клуб, а стояли на пороге и жадно вбирали в себя счастливое открытие взрослой жизни.
Тут и мой старший брат Ваня был, он казался мне тогда очень милым, он с соседкой Раей чинно так ходил два шага налево, два шага направо, шаг вперед и два шага назад.
Было захватывающе.
Потом радиолу выключили. Завклубом дядя Ваня Рябко, он же наш моторист с водокачки, похлопал в ладоши,- все в ожидании затихли,- громко объявил: «По желанию всх присутствующих - «Киевский вальс!». Играет и поет Ваня Рябко, то есть, я!»
Как выглядел тот дядя Ваня Рябко, я не помню, но как он играл, как он пел, как танцевали под его гармошку, я помню очень ярко.
И вспоминаю о нем особенно теперь, когда про Украину т а к и е новости по интернету слушаю. Я сегодня отчаянно спрашиваю себя:
А был ли тот «Киевский вальс»?!
Где все теперь, где мы все, те люди, что его тогда слушали, под него танцевали?
А слушала и пела его вся страна.
Что с нами стало?
Что стало с нашим «Киевским вальсом»?
Оглядываясь на себя тогдашнюю,я сегодня с высоты своего возраста, осознаю, что именно тот « Киевский вальс» был для меня вихревым прорывом в красоту жизни, в ее необъятность, именно тогда я открыла для себя, что мои обычные односельчане, люди простые и часто незатейливые, могли быть необычно красивыми, они такие и были!
Тот «Киевский вальс» раздвинул для меня границы моего детского мира, он показал мне, что я росла среди прекрасных людей и в большой и надежной стране.
Но сейчас на Украине жизнь познается заново, но не из песен, не из музыки, нет...
Она из пепла, из золы, из трупного запаха пытается выжить.