Многие называли Елизавету Сергеевну странной, эксцентричной, непонятной. В общем то такой она и была, и ещё - непомерно гордой и преданной. Если бы не эти её черты характера, вся жизнь актрисы могла бы сложиться по-другому. Но, как говорится – судьба, значит, такая. Лиза так мечтала стать актрисой, и непременно знаменитой, что поступила в школу-студию при московском театре Станиславского уже после 9 класса. Когда она уже заканчивала обучение, в театр пришёл новый режиссёр, Львов-Анохин. Посмотрев труппу, он пометил Никищину на отчисление, как «полную бездарность с редким набором штампов». Заступился за неё Евгений Леонов, тогда ещё не очень знаменитый, но набирающий популярность. Он сказал Борису Александровичу, что и сам такой же – заложник собственной внешности. Но если режиссёр поверит в молодую выпускницу – откопает настоящий бриллиант. Слова Леонова оказались пророческими – уже через полгода актриса играла главную роль в спектакле «Антигона», а конная милиция перекрывала все подступы к театру – таким бешеным успехом пользовалась эта постановка. с Евгением Леоновым в "Антигоне" Может быть, Елизавета сыграла эту роль с таким надрывом, что у неё самой в жизни произошла трагедия как раз в это же время? Она собиралась замуж за музыканта Алексея Познанского, ждала его из армии. Но он вернулся инвалидом, и Лиза с полной самоотдачей взялась ухаживать за ним. Очень быстро девушка забеременела, и тут Борис Александрович предлагает ей главную роль. Её карьера только начиналась, о детях она даже и не думала – да и не могла она променять свою мечту на мокрые пелёнки. Девушка сделала аборт, жених бросил её, врачи вынесли свой приговор – грядущее бесплодие. Но, благодаря «Антигоне», Никищихина стала знаменитой. Правда, слава обошлась ей слишком дорого. В последующие годы она играла в первом составе, в основном заглавные роли. Её стали приглашать сниматься в кино, и она из самого маленького эпизодика создавала интересный, запоминающийся образ. Вышла замуж за музыкального критика, Анатолия Агамирова, но брак не просуществовал долго. Потом всю труппу постиг удар – их любимый режиссёр был арестован по подозрению в мужеложстве. Пришедший на смену режиссёр снял почти все спектакли, начал ставить свои. На «Антигону», правда, у него рука не поднялась, но Елизавета сама отказалась от этой роли, настолько предана она была Львову-Анохину. В это же время она выходит замуж второй раз, за своего поклонника из зрителей, доктора-психиатра Эрнеста Лейбова. Очень быстро Лиза забеременела, и тут, как на грех, в театре ей предлагают роль, о которой она давно мечтала – Катерины в «Грозе». Но в этот раз сомнений не было – она выбрала ребёнка, и когда родилась дочь, назвала её Катей в честь несыгранной роли. с дочкой Катериной Всё складывалось, как она хотела – муж, семья, чудесная дочка. Но очень быстро актриса заскучала, оборвала телефоны знакомых режиссёров, умоляя дать сыграть хоть что-нибудь. Примерно тогда же она начала прикладываться к бутылке, «веселить» себя. Муж сначала не обращал внимания, возвращаясь вечерами домой и находя жену «навеселе». Но когда это стало нормой, он обратился к ней с серьёзным разговором. Как врач, он понимал, что эта её забава до добра не доведёт. Она же не хотела ничего слушать, отговариваясь тем, что выйдет на работу и не будет пить. Но уже опять начав играть в театре и сниматься в кино, домой без бутылки она не возвращалась. Муж, после нескольких лет борьбы и уговоров сдался, и подал на развод. Актриса горевала недолго – вскоре вышла замуж в третий раз за писателя, сценариста, режиссёра и диссидента Евгения Козловского. Жили они хорошо и весело, понимали друг друга с полуслова. Евгений всё чаще публикуется в самиздатовской литературе и за рубежом, и в 1982 году его забирают в Лефортово. Одновременно с этим Елизавета практически остаётся без работы – в кино почти не приглашают, а пришедший новый режиссёр игнорирует её и не даёт ролей, даже крошечных. На фоне всего этого Никищихина стала пить ещё крепче, а дочь отправила к отцу в Америку. Так прошло семь месяцев. Козловского выпустили, а Елизавете на помощь пришёл кинематограф. Она снялась в «Покровских воротах», «Там, на неведомых дорожках», в «Чародеях», а в 1984 получила звание заслуженной артистки РСФСР. Отмечала актриса полученную награду долго и упоительно, Евгений боролся, как мог, но был бессилен. Однажды ему удалось закодировать жену, но она продержалась всего несколько месяцев. Сдавшись, писатель ушёл, и потом развёлся с ней. В это время актриса снялась ещё в одном эпизоде - Лерочки, «жертвы» в переходе в фильме «Принцесса на бобах». Вернулась из Америки дочь Катя, которая не смогла ужиться с педантичным отцом. Но и перспектива жить с пьющей матерью её не радовала. Теперь борьбу с зелёным змием взяла в свои руки Катерина. Может быть, она лучше всех понимала мать – понимала, что та страдает от простоя в профессии, скучает по сцене и ролям.. Да что там, скучает!? Она жить не может без театра, там вся её жизнь, все стремления… были, а теперь пустота. Поэтому Катя терпимее относилась к материнским причудам, к её вспышкам негодования, постоянному унынию, депрессиям, запоям. Но и она просила, уговаривала, пробовала лечить, вытащить маму из этой ямы. Она очень хотела увидеть её прежней, такой, какой помнила, будучи совсем маленькой. Но мать плохо шла на контакт, скандалила, требовала выпивку. Она уже почти не снималась, из театра уволилась, денег не было, купить бутылку было не на что. Когда дочь вышла замуж и привела домой зятя, скандалы участились. Находясь в подпитии, Елизавета Сергеевна не хотела терпеть дома посторонних, и устраивала дебоши. А когда дочь забеременела, и потребовала разменять квартиру, Никищихина просто выгнала её из дома. Катерина жила у родителей мужа, подыскивая варианты обмена, и решив меняться через суд, если мать не согласится. Но после родов они кое-как помирились, и добровольно разменяли квартиру на 2 однокомнатные на окраинах. Встречались мать и дочь очень редко, как будто какую обязанность выполняли. С маленьким сыном Ванечкой Катерина боялась оставить мать, сил у той на внука уже не было. актриса с внуком Ваней В это время актриса снялась ещё в одном эпизоде - Лерочки, «жертвы» в переходе в фильме «Принцесса на бобах». Свою однокомнатное жильё она выменяла на комнатушку в коммуналке – не так одиноко, и деньги не лишние. Правда, с соседями, даже не признавшими в ней знаменитую артистку, она совсем не общалась – пила, спала, или лежала, отвернувшись к стене, целыми днями. В этой захламлённой комнатёнке, среди бутылок и окурков, её и обнаружила одна из соседок, обратив внимание, что жиличка не выходит уже несколько дней. Вызвала дочь и «Скорую», которая уже не понадобилась. Елизавете было всего 56 лет. Тут выяснилось, что хоронить известную на всю страну актрису, не на что. Катерине пришлось обратиться в администрацию Театра им. Станиславского, которому мать отдала всю жизнь. Коллеги решили вопрос с похоронами, и после прощания с телом актрисы в театре, её похоронили на унылом Востряковском кладбище. Как будто хотели сказать: по Сеньке и шапка.. В 2009 году телеканал «Россия-1» снял фильм об этой замечательной артистке, которой так и не удалось воплотить в жизнь задуманное, «Разбитые мечты актрисы Никищихиной». Если материал понравился, отблагодарите автора лайком | |
| |
Просмотров: 104 | |
Всего комментариев: 0 | |