Автоматизация рутинных процессов за счет внедрения программных роботов стремительно набирает популярность. Пока рынок программных роботов относительно невелик, но растет быстрее любых других сегментов рынка программного обеспечения.
Robotic Process Automation — это способ автоматизации бизнес-процессов, основанный на использовании программных роботов и, в некоторых случаях, средств искусственного интеллекта. Программный робот воспроизводит действия человека, имитируя программным способом нажатия на те же клавиши, на которые в процессе работы нажимал бы человек. Для этого робот должен быть «обучен» реагировать на все ситуации, которые могут возникнуть в ходе выполнения работы.
Хотя широкое внедрение технологии роботизированной автоматизации бизнес-процессов (Robotic Process Automation, RPA) идет уже на протяжении не менее десятка лет, а упоминания о первых примерах применения связывают аж с 1959 г., реально об этой инновации стали широко говорить всего пару лет назад.
Отношение к RPA резко изменилось в 2017—2018 г. На государственном уровне этому способствовал курс на цифровизацию, взятый правительствами многих стран. В коммерческих структурах осознали перспективы относительно быстрой и недорогой автоматизации рутинных операций. Ну а компании-разработчики увидели в RPA быструю возможность получить новое поле деятельности.
По оценке аналитиков Gartner, объем рынка RPA в 2018 г. составил $846 млн, что на 63% больше, чем в 2017-м. Он пока не очень велик, однако выделяется высокими темпами роста — на 63%, это самый высокий показатель в сегменте программных систем. Оценка рынка RPA-систем на 2019 г. — $1,3 млрд, а к 2024 г. он достигнет $2,4 млрд.
Лидируют на этом рынке страны Северной Америки (51%), но их доля на 2 п.п. меньше, чем годом ранее. На втором месте — западная Европа (23%). Самый быстрый рост — у третьего по величине японского RPA-рынка (124%). На первую пятерку вендоров RPA-систем приходится почти половина выручки.
Лидеры рынка RPA по версии Gartner
Есть своя версия расстановки сил на рынке и у Forrester Research. Разница между версиями двух компаний не очень велика. Самое важное, возможно, отличие — у Forrester фигурирует компания SAP, вышедшая на RPA-рынок после покупки Contextor SAS в конце 2018 г. Это первый софтверный гигант, заинтересовавшийся рынком программной роботизации и, если его примеру последуют другие компании такого же уровня, то расклад в сегменте RPA-систем может радикально измениться уже в ближайшие годы.
Растет популярность RPA-систем и в России. «На сегодня наиболее перспективными для применения программных RPA-роботов являются области с процессами, где вручную происходит сбор статистики, формирование отчетов и заполнение форм данными. Сюда же можно включить и миграцию данных между системами; в случае с RPA это простая возможность миграции без необходимости доработки информационных систем», — отметил в интервью CNews Павел Борченко, генеральный директор компании Robin, одноименная система которой первой в своем классе вошла в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Экспериментировать с RPA начали крупные заказчики. «Мы обнаружили, что технология RPA достигла нужного нам уровня зрелости. Мы стали тестировать, изучили 12 платформ, смотрим — действительно стало возможным заменять повторяемые операции, которые делает человек, инфороботами, — заявил в интервью CNews Сергей Емельченков, заместитель гендиректора по ИТ и развитию цифровых сервисов «Почты России». — Мы начинаем активно инвестировать в эту историю. Я лично возглавляю группу, которая занимается запуском инфороботов. В ближайшее время мы закроем результаты конкурса по выбору соответствующей платформы и начнем массовое внедрение».
Размер российского рынка RPA невелик, однако он, как и мировой быстро растет. В нашей стране представлены, напрямую или через партнеров, почти все его лидеры, кроме того, есть и отечественные разработки. Наиболее известны, кроме упоминавшейся уже Robin, «исходно российская» компания electroNeek (в России представлена «дочкой» — «Центром роботизации и искусственного интеллекта»), PIX Robotics, Rondem, ALP Group. Количество игроков рынка все время растет, поскольку порог входа на него относительно низок. Группа компаний SoftLine разработала RPA-систему «для себя», «Мегафон» создал «Цифрового помощника юриста» и предлагает его другим компаниям. Также в этой области работает компания HyperUp, предлагающая сервисную шину, которая вкупе с роботами облегчает интеграцию в тех случаях, когда работа через API затруднительна (например — при работе с унаследованными системами).
Какие функции автоматизируются средствами RPA чаще всего?
Изначально RPA-системы позиционировались как средства выполнения простых и однообразных рутинных операций, например — занесения данных в учетные и иные системы. Даже такое простое применение дало бизнесу большие возможности в плане оптимизации бизнес-процессов и ИТ-систем.
Например, появилась возможность относительно простой интеграции современных решений с унаследованными (API которых утеряны и, соответственно, программная интеграция затруднительна); внос данных одновременно в новую систему, находящуюся в стадии опытно-промышленной эксплуатации (а потому могущую преподнести сюрпризы) и в старую с целью обеспечения бесперебойности работы, если с новой что-нибудь пойдет не так, и т. д.
Сопряжение RPA- и OCR-систем дало возможность усложнить задачи, решаемые программными роботами, они стали способны, например, классифицировать электронную корреспонденцию, приходящую на общекорпоративные почтовые адреса, и рассылать ее по надлежащим респондентам, сортировать входящие бумажные документы, проверять правильность заполнения стандартных форм.
По данным исследования Gartner, сейчас RPA-системы чаще всего работают в ИТ-отделах (которые первыми начали экспериментировать с их внедрением), в финансовых и производственных структурах, в службах поддержки. Как полагают аналитики, наибольший интерес к внедрению RPA-проектов будут проявлять в ближайшем будущем службы продаж и клиентской поддержки фронт-офиса компаний. Ожидается, что количество RPA-решений в этом сегменте возрастет к 2023 г. на 30%.
Пока RPA-системы внедряются чаще в крупных компаниях (на конец 2018 г. более 60% всех крупных предприятий в мире с численностью персонала более 10 тыс. человек уже внедрили у себя такие системы), однако постепенно программные роботы перестанут быть экзотикой и «спустятся» в малый и средний бизнес.
Курс на гипер автоматизацию
В текущем году рынок RPA продолжит расти количественно и качественно. Главным направлением качественного развития, как считают в Gartner, связано с гиперавтоматизацией, одним из 10 стратегических ИТ-трендов 2020 г. по версии аналитиков компании.
Гиперавтоматизация, по определению Gartner, — это совокупность средств машинного обучения, «обычного» программного обеспечения и средств автоматизации выполнения работы, которые призваны облегчить людям выполнение их задач. Она появилась вместе со средствами RPA, однако только их недостаточно, необходимы и другие инструменты — средства машинного обучения, интеллектуальные пакеты управления бизнес-процессами (Intelligent Business Process Management Suites, iBPMS), облачные сервисные платформы для интеграции решений автоматизации (Integration Platform as a Service, iPaaS), интеллектуальные системы принятия решений.
RPA-системы, снабженные элементами искусственного интеллекта, смогут работать не только исполнителями, но и выполнять контрольные и даже простейшие управленческие функции. Так что смогут заменить не только сотрудников низового звена, но и часть менеджеров. Согласно оценкам Gartner, доля RPA-решений, входящих в системы гипер автоматизации, составит уже к 2024 г. около 30% от их общего числа.