В Омске жильцы дома № 5 по улице Добровольского построили площадку для детей, которых не пускали играть во двор соседнего, «элитного», дома.
Деревянная каравелла во дворе дома № 5 по улице Добровольского – центр притяжения окрестных мальчишек и девчонок. За три летних месяца детская площадка в «морском стиле» сплотила местную молодёжь от года до тринадцати – так интересно тут играть, распределив обязанности: юнга, штурман, капитан. Кто-то видит в корабле рыбацкую шхуну, кто-то – пиратский фрегат, а кто-то – тот самый «Секрет», на котором Грэй приплыл за Ассоль.
– Корабль наш даже просветительскую роль сыграл, – рассказывает Оксана Лапчик, председатель домового совета. – Когда спрашивали, почему я корабль «Алым парусом» зову, рассказывала про книгу. И ведь заинтересовались, прочли.
На детской площадке, кроме корабля, ещё много интересных объектов: песочница, военный автомобиль, качели, лавочки для мам и пап. Стена старой будки неизвестного назначения превратилась в грифельную доску, на которой можно рисовать сколько угодно: картины стираются губкой. В тенистом уголке легко учиться считать с помощью магнитной доски:
– Куда же без математики, – смеётся Оксана, когда-то учитель математики, подтверждая старую истину, что бывших педагогов не бывает.
Идея построить всем миром детскую площадку на месте пустыря, заросшего сорняком и кустами, родилась у нее, когда встретила плачущую девочку. Та шла от соседнего «элитного» дома – «чужую» с его территории, оборудованной горками и песочницами, выгнала охрана. Бывший педагог тогда только-только стала председателем домового комитета, в обязанности которого входит контролировать работу жилищно-коммунальных служб, финансовую деятельность управляющей компании. Особых иллюзий по поводу всеобщей поддержки идеи не питала.
– Когда первое собрание проводила, меня поразило, что многие до сих пор не понимают, что государственных управляющих компаний нынче нет, – говорит Лапчик. – Считают, что государство должно: большинство жильцов нашего дома – люди немолодые, живут тут с момента заселения почти по 40 лет. Может, и должно, но Советского Союза, который обезпечивал безплатно квартирами, давно нет, и ухаживать за домом теперь обязанность тех, кому посчастливилось их приватизировать вместе с кусочком подвала, крыши… Надеялась поначалу на нескольких активных родителей – думала, хоть песочницу поставим.
Родители не подкачали – вышли на субботник, выкорчевали ненужную растительность, расчистив площадку под строительство. А вот на что строить? Собирать деньги с жильцов – дело неблагодарное и неблагородное, решила Оксана, и пошла другим путем. В доме как раз меняли трубы, старые железные складывали кучкой, чтобы потом вывезти. Она и вывезла – сдала на металлолом, получив в «копилку» первые 24 тысячи рублей. Нашла народного умельца в своём же доме – скульптора и художника Михаила Ткаченко, дедушку девочки Марфы, которой он и посвятил свои резные творения: скамейки в виде животных, Лешего, встречающего гостей площадки. Одному, впрочем, справиться с таким объемом работы было не под силу – пришлось, изучив цены, обратиться в компанию по изготовлению некрашеных деревянных изделий: они за умеренные деньги смастерили военную технику – машину и вертолет. Впрочем, военными они стали уже на этапе покраски, за которую взялись сами жители: чем больше становились видны контуры будущей новостройки, тем больше подтягивалось желающих поучаствовать. Подтянулся соседний дом, № 3, у которого практически нет своей территории. Оксана нашла спонсоров: «аппетиты» росли – захотелось, к примеру, установить для детей настоящие и безопасные качели. Но большую часть стройки профинансировала клининговая компания, которой она руководит: обошлась детская красота в 300 тысяч рублей, не считая собственных трудов всего дома. По сравнению с площадкой соседней «элиты» – в пять раз меньше. И примерно во столько же раз лучше – по крайней мере, так считают дети из многоэтажки за высоким забором: теперь они приходят «поплавать» на каравелле, порисовать на стене, покачаться на качелях. И хозяева площадки у дома № 5 никого не гонят – всем рады.
– Дети приходят со всего микрорайона: у нас интересно, нестандартно, – с любовью, – рассказывает Оксана. – Мы же для них строили. Что это за деление на богатых и бедных, на простых и элитных? Хулиганы, правда, случались поначалу – флаг, например, с корабля сразу украли. Но теперь за площадкой столько народу следит: своими руками же делали. Праздники устраиваем теперь здесь, аниматоров приглашаем.
В тихом, унылом прежде дворе теперь детский смех и цветы. Как так вышло, что детская площадка подтолкнула взрослых ухаживать за домом, Оксана и сама не понимает. Но люди, которые сорок лет не обращали внимания на место, в котором живут, вдруг решили скинуться: привели в порядок двери четырех подъездов, отмыв от объявлений и покрасив антивандальной краской, смастерили и покрасили лавочки. Оксана привезла машину земли, и неожиданно многим захотелось перед окнами посадить цветы. Перезнакомились друг с другом, стали здороваться: прежде, говорят, нужды в этом не было.
В планах у председателя домового комитета – еще одна площадка, теперь уже для подростков: шахматный и теннисный столы, качели, лавочки… А за лицеем № 66 Лапчик хозяйским глазом углядела полуразрушенные, проржавевшие турники и горки: тут можно тренажеры для всего района поставить!
Впрочем, это пока мечты: сначала надо решить главную проблему, и тут самостоятельно дом не справится. Пять лет назад рядом с ним отремонтировали проезд – положили новый асфальт. Но сделали так, что он оказался ниже всей улицы Добровольского, и теперь в случае дождя дом № 5 стоит в болоте. До детской площадки, которая стоит на небольшом пригорке, вода не поднимается, но пройти к ней через проезд можно только в резиновых сапогах до колена. В магазин, школу и больницу можно двигаться лишь по узенькому тротуару, на который не вмещается ни детская коляска, ни ходунки, с помощью которых ходят старики. Между тем в ближайших планах по ремонту городского управления благоустройства дорога по улице Добровольского обозначена. Запланированы ли водоотводы – неизвестно. Жильцы предлагают расширить тротуар за счёт территории, прилегающей к дому, на которой сажают цветы: будет чуть менее ярко, зато более безопасно. Правда, опасаются, что профессионалы-строители в отличие от них снова не учтут законы природы. Есть риск, что вся совместная работа окажется насмарку: уплывет и корабль вместе с детской площадкой…
|