Свадебный обряд северных осетинСевероосетинская свадьба делится на три этапа, структура и содержание которых типичны для всех локальных традиций: 1. Предсвадебный период — время от первого сватания до свадебного дня — может длиться от одного месяца до полугода и включает выбор невесты, сватание и обручение, которое происходит за неделю до свадьбы. 2. Собственно свадьба в современной практике осетин занимает один, реже два дня, тогда как в прошлом она продолжалась неделю. 3. Послесвадебный период наполнен действиями, направленными на урегулирование отношений двух родов и приобщение молодухи к семье мужа и новому сообществу. Традиционная технология хохломской росписи по дереву
Русский народный художественный промысел по изготовлению золоченой деревянной посуды возник во второй половине XVII века в заволжских деревнях. Свое название промысел получил по одному из центров сбыта изделий — селу Хохлома.
Хохломская роспись по дереву, как предполагают, возникла в XVII веке в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги, а наивысшего расцвета достигла в XVIII веке. Деревня Хохлома, по документам известная с XVII века и давшая название росписи, была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области. Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Томского ПриобьяТрадиционный свадебный обряд русских старожилов Томского Приобья включает несколько этапов: сватовство, рукобитье-запой, приезд жениха с подарками, баню, девичник, утро перед венцом, стол в доме невесты, венчание, стол в доме жениха (княжий стол), окрученье (заплетение кос по-женски), тещины блины, «новы гости». Данный вариант свадьбы обладает как общерусскими, так и самобытными компонентами, которые позволяют выделить культурные зоны, отличающиеся друг от друга в связи с разной степенью сохранности обряда, деталями свадебной игры, составом песенного цикла. Своеобразие свадьбы русских старожилов Томского Приобья связано с ее музыкальным оформлением — причитаниями и циклом свадебных обрядовых песен, а также с особым стилем пения. Впервые комплекс старожильческих традиций (в том числе в районах Томского Приобья) был выделен А. М. Мехнецовым на основании результатов многолетних экспедиций. Им же были определены связи старожильческой культуры с традициями Русского Севера. Традиционная технология палехской лаковой миниатюрыПалех славился своими художниками-иконописцами ещё с допетровских времён. Наибольшего расцвета палехская иконопись достигла в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после 1917 года, сумела сохранить вековые традиции иконописи и перенести их на новые формы. От иконописи палешане взяли материалы и метод письма темперными эмульсионными красками, композиционные приёмы, манеру стилизации человеческих фигур, архитектуры и пейзажа, навыки линейного рисунка красками, творёным золотом, но при этом воплотили их в новых формах и с новыми сюжетами светского содержания на темы современной сельской жизни, истории, былин, сказок, классической русской литературы. В 1918 году бывшие иконописцы создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальником палехского стиля считается И. И. Голиков, который в 1922 году, познакомившись с изделиями федоскинских мастеров, создал первую работу в так называемом палехском стиле. Сагайский обряд снятия порчи и очищения Т. С. БурнаковойОбряд снятия порчи с пациента и его очищения был проведен в 1998 г. одним из последних ритуальных специалистов хакасов-сагайцев Татьяной (хакасское имя Тадѝ) Семеновной Бурнаковой. Она предпочитала называть себя не кам — шаман, а тағ кiзi — ‘горный человек’, поскольку во время обрядов вступала в контакт с тағ кiзiлер ‘горными людьми’ (то есть духами гор). Обряды с целью излечения или другой помощи людям весьма близки к шаманским в их редуцированных формах. Обряд снятия порчи был назван хамнапче ‘камлание’ и, подобно шаманским, сопровождался пением от начала до конца. Музыкально-поэтическое оформление обряда основано на имеющихся в репертуаре Т. С. Бурнаковой лечебных песнопениях. В ходе обряда под влиянием событийной канвы текст значительно трансформируется и его структура усложняется. Купальские обряды и песни СмоленщиныВ европейской части России купальская обрядность фиксируется лишь в пограничных с Белоруссией и Украиной зонах. Одна из таких зон охватывает западную часть Смоленской области — Велижский, Руднянский, Краснинский, Монастырщинский, частично Демидовский, Духовщинский, Смоленский и Ярцевский районы. Здесь, как и в смежных северобелорусских традициях, купальский этнографический комплекс оформляет одну из важнейших границ годового календарного цикла — весенне-летнее порубежье. Большая часть обрядов группируется вокруг главных для купальского комплекса тем, связанных с культом растительности, представлениями о чудесных свойствах растений и об активности нечистой силы в этот период и др. Жатвенная обрядность, жнивные и яринские обрядовые песни в южных районах Псковской областиВ южных районах Псковской области экспедициями Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории 1980-х гг. (под руководством А. М. Мехнецова) были зафиксированы сведения о бытовании жатвенных обрядов, восходящих к глубинным пластам народной традиционной культуры восточных славян. Цикл жнивных песен, записанных в хорошей сохранности от замечательных народных певиц, по праву занимает одно из центральных мест в системе жанров календарно-обрядового фольклора южно-псковской традиции. В содержании песен отражены не только обрядовые реалии, но и находит воплощение богатый мир поэтических образов, так или иначе связанных с жатвой. Напевы жнивных песен основаны на сплаве кличевых и плачевых интонаций и отличаются особой мелодической выразительностью.
В псковских традициях начало жатвы озимых (ржи) было приурочено к Ильину дню (2 августа по новому стилю). В редких случаях упоминают о начале жатвы после праздника «Казанской иконы» (21 июля нового стиля; Локнянский район). Яровые культуры (ячмень, овёс) поспевали позже, их жали после озимых. Все полевые работы заканчивали ко дню Покрова Богородицы (14 октября по новому стилю). Как правило, жницами были женщины. Обрядовые заклинания, хороводные и лирические песни в календарной обрядности теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)Календарная обрядность теблешской традиции включает в себя осенне-зимние беседы, святочный, масленичный, ритуальные комплексы, а также развернутый период от Пасхи до Вознесения. Характерными для Масленицы являются действия, направленные на закрепление статуса молодоженов, в том числе — ритуал «катания на молодых» (зять катает по избе тещу на санках). Главное место в календарно-обрядовом цикле занимает период от Пасхи до Вознесения, связанный с ритуальными обходами деревни и засеянных полей. В структуру календарных обрядов входят такие музыкально-поэтические формы, как колядки, обрядовые заклинания, народные распевы тропаря Пасхи. Особенностью теблешской традиции является приуроченность лирических и хороводных песен к обрядовым ситуациям. Подблюдные гадания костромского ПоветлужьяТак называемое подблюдное гадание с кольцами под песни в костромском Поветлужье (Боговаровском, Вохомском, Павинском и Пыщугском районах Костромской области) совершалось в период Святок, чаще всего в Васильевский вечер или под Крещение, и было составной частью целого массива святочных гаданий, многочисленные описания которых помещены в публикациях конца XIX — начала ХХ веков. Это гадания с зеркалом, в котором должен отразиться будущий муж девушки, с растопленным воском, когда будущее определяли по восковым фигурам, образовавшимся в воде, или с животными и птицами, которые случайным выбором того или иного предложенного им предмета указывали на характер или материальное положение суженого; гадания на сон; гадания-слушания под окнами домов, на перекрёстке дорог, у колодцев и многие другие. Основной темой большинства гаданий было предстоящее замужество (реже — женитьба), и это не случайно, так как Святки предваряли брачный период годового жизненного цикла. Та же тематика преобладает и в подблюдных песнях. Нижегородская глухая резьба по деревуНижегородская глухая (домовая, корабельная, бáрочная) резьба по дереву была распространена в декоре лобовых досок, лопаток и оконных наличников в домах приволжских уездов Нижегородской губернии с середины XVIII до начала XX века. Глухая резьба ведет свое начало от украшения волжских судов, что отразилось в ее втором названии — «бáрочная резь». По контуру рисунка — припороке — на гладко обструганную сосновую доску наносились иглой отверстия. Затем холщовым мешочком с истолченным углем — паузой — мастер пропорашивал рисунок, благодаря чему проступал контур изображения, и обводил его плотницким карандашом, а также намечал глубину рельефа. С помощью нескольких закругленных долот выбирался фон и создавался рельеф. Далее «выглаживалась» поверхность рельефа и наносились мелкие детали. После окончания резной работы доска покрывалась олифой. Технология росписи по металлу в деревне Жостово Мытищинского района Московской областиЖостовские подносы с букетами цветов на красном или черном фоне, расположенными в центре подноса и обрамленными по борту мелким золотистым узором, известны во всем мире. Промысел зародился в 1825 году в деревне Жостово (Мытищинский район, Московская область). Технология изготовления псковских и новгородских крыловидных гуслейВ 1980–1990-е годы в процессе фронтальной работы фольклорных экспедиций Санкт-Петербургской (Ленинградской) государственной консерватории, проходивших под руководством Анатолия Михайловича Мехнецова, в центральных районах Псковской и восточных районах Новгородской областей осуществлялось планомерное исследование народных традиций гусельной игры. Важную часть экспедиционных материалов составляет коллекция этнографических гуслей (32 образца, из них 19 новгородских и 13 псковских инструментов)[1]. На карте-схеме отмечено местоположение псковских и новгородских деревень, в которых были найдены образцы гуслей
| |
| |
Просмотров: 201 | |
Всего комментариев: 0 | |