Музыкально-хореографическая форма «Тимоня» в традиции курско-белгородского пограничья«Тимоня» — массовая пляска по кругу с пением припевок в сопровождении инструментального наигрыша, распространенная в южных районах Курской области. Наигрыш исполняется инструментальным ансамблем, куда входят струнные и духовые инструменты, в том числе архаичные флейты Пана — кугиклы. Звучание инструментов может также имитироваться голосом. Пляска и пение припевок идут в строгой координации с ритмом наигрыша. Хореографические движения разнообразны, особым стилем отличаются мужская и женская пляска. «Тимоня» прочно ассоциируется у носителей традиции с ситуацией праздничного веселья, в современных условиях продолжает воспроизводиться и в быту, и на концертных площадках. «Прославленные песни» казаков-некрасовцев Левокумского района Ставропольского краяНекоторые свои песни некрасовцы выделяют из своего песенного достояния, по их выражению, прославляют. Иногда эти прославленные песни называют свет-народ песни, имея в виду то, что они славятся по народу. Все они принадлежат к необрядовой лирике, весомо представленной в репертуаре некрасовцев. Однако лишь немногие образцы необрядовой лирики певцы вполне единодушно причисляют к своим прославленным песням. Технология изготовления традиционного блюда «катанка» в селе Россошь Репьевского района Воронежской областиПразднично-обрядовое блюдо катанка в селе Россошь Репьевского района Воронежской области используется до настоящего времени во время общинного застолья с большим числом гостей: на свадьбах (во время даров), поминках, в дни церковных и престольных праздников, а также на юбилеях. Блюдо представляет собой кашу из пшена на гусином бульоне. Пшено для нее подготавливают при помощи особой технологии: сбрызгивают молоком с взбитыми яйцами и затем катают в муке в специальном лотке. Катанка считается старинным блюдом, ее присутствие на столе придает обеду особую значимость и торжественность, а главное — обеспечивает связь нынешнего поколения с предками. Выпечка шанег на МезениШаньги — одно из блюд традиционной кухни русского населения в бассейне реки Мезень. Это вид небольших открытых пирогов из ржаного теста с различными начинками. Шаньги до сих пор являются непременным кушаньем на всяком застолье, в том числе и праздничном. В мезенских селах хорошо сохранилась хозяйственная утварь, связанная с обработкой зерна: это полотухи, в которые насыпали зерно и встряхивали, очищая его таким образом от плевел и другого мусора; ступа с большим пестом, где толкли зерно перед тем, как засыпать его в ручную мельницу. Мельница представляла собой два соединенных каменных жернова с большой ручкой, при помощи которой жернова вращались, перемалывая зерно в муку. В верхнем жернове выбивалось отверстие для засыпки зерна. Полученную муку ссыпали в короб, после чего просеивали через сито. Исполнительская традиция села Плёхово Суджанского района Курской областиЯркой чертой музыкальной культуры села Плёхово Суджанского района Курской области являются «алилёшные» песни, исполняемых под пляску, развитая традиция инструментальной игры, специфические хореографические жанры — танки и карагоды. «Визитной карточкой» плеховского фольклора стала пляска «Тимоня», исполняемая под аккомпанемент ансамбля кугикл (флейт Пана), рожка, скрипки и балалайки. Исполнительская манера плёховцев отличается богатством импровизации, сложным многоголосием в узком звуковом объеме, обилием песен в целотоновых ладах. Ансамбль села Плёхово — участник большого количества фестивалей всесоюзного, всероссийского и международного уровня. В 2007 г. он удостоен премии «Душа России». В селе создан Плёховский центр фольклора. Частушки Добровского района Липецкой областиЧастушечные песенно-инструментальные формы занимают центральное место в фольклорной традиции Добровского района, расположенного на северо-востоке Липецкой области. В репертуаре местных народных исполнителей можно выделить как общерусские, так и специфические локальные частушки («Канарейка», «Досада», «Монастырские», «Тягучие» и др.). Всего в селах Добровского района Липецкой области зафиксировано 13 различных частушечных форм. Их выделяют многоплановость бытования, уникальность музыкально-стилевых форм и особая манера исполнения в крайне высоком регистре. Этнографические сведения позволяют говорить о том, что на этой территории частушки были доминирующим жанром уже в 1930-е годы, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции. Лирические песни русских старожилов Томского ПриобьяЗаписанные в экспедициях А. М. Мехнецова в 1960–1970 годах лирические песни русских старожилов Томского Приобья образуют важнейшую часть народной песенной культуры Западной Сибири. Обладая высокими художественными достоинствами, они по праву занимают центральное место в системе жанров фольклора сибирских старожилов. К закономерностям лирических песен молодецкого цикла (наиболее показательных для местных традиций) восходят ведущие принципы музыкального стиля различных в жанровом отношении песен. Особенности заселения территории Томского Приобья и формирования певческих традиций привели к тому, что в моностилевой культуре старожилов произошла дифференциация музыкально-стилевых пластов. С точки зрения историко-культурной принадлежности А. М. Мехнецовым были выделены лирические песни: 1) русско-сибирского склада, включающего ранний слой старожильческой лирики; 2) позднего происхождения, распетые на основе музыкально-стилевых закономерностей старожильческой традиции раннего слоя; 3) позднего слоя, имеющие общерусское распространение и по основным характеристикам музыкально-поэтического языка восходящие к закономерностям городской культуры. Хореографические традиции Псковской областиРазвитая система музыкально-хореографических форм является одной из отличительных черт народной традиционной культуры Псковской области. По материалам экспедиций 1980-х годов, в северных и западных районах области сохранились формы орнаментальных и игровых хороводов, включенные в святочную, масленичную, пасхальную, троицкую обрядность. Исполнение свадебных обрядовых песен сопровождается женскими плясками с величанием всех участников обряда за праздничным столом. Повсеместно на Псковщине распространены инструментально-хореографические традиции, связанные с праздничными уличными шествиями во время ярмарок (ярманок) и молодежными гуляниями. Выделяются мужские сольные и групповые пляски (в том числе ломанье — особая форма ритуального поведения перед активными силовыми действиями с использованием средств хореографии, музыки и слова); женские сольные, парные и групповые пляски раннего исторического пласта («Кружкá», «Бочко́м»); традиционные парные мужские и женские пляски (с дробями, «на парочку»); пляски-игры; многофигурные хореографические композиции, бытовые танцы. Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской областиПасхальный обход дворов с пением волочебных песен — неотъемлемый атрибут пасхальной обрядности в южных, юго-восточных, центральных районах Псковской области. Обход совершался в пасхальную ночь. Песни исполнялись артелями волочебников, часто с сопровождением музыкальных инструментов (скрипка, цимбалы, гармоники). В старину основными участниками обхода были девушки, парни, молодые женщины и мужчины. Волочебники ходили по всем окрестным деревням, песни исполнялись под окном. Хозяева слушали у раскрытого окна, и в окно подавали угощение. В сюжетах песен чётко прослеживается аграрная тематика — каждый годовой праздник связан с определёнными работам Игра на балалайке в псковских традицияхТрадиция балалаечной игры относится к ярким самобытным явлениям народной инструментальной культуры Псковской области. В результате фольклорных экспедиций Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, проходивших под руководством А. М. Мехнецова в 1980-е годы, были открыты очаги живой исполнительской традиции игры на балалайке во многих районах Псковской области. От выдающихся исполнителей записаны сольные наигрыши и игра в инструментальных и вокально-инструментальных ансамблях. Народные музыканты играют на фабричных инструментах, но в некоторых деревнях были записаны сведения о самодельных долблёных инструментах, имеющих жильные или нитяные струны. Кроме общераспространенных способов настройки балалайки («гитарный», «балалаечный» строй), псковские музыканты используют необычные, редко встречающиеся «минорный», «скри́почный» строи. Особые исполнительские приемы («набивание», «выборная игра»), структурные и стилевые особенности наигрышей обнаруживают родство с традицией гусельной игры и свидетельствуют об исторической глубине и своеобразии балалаечной традиции Псковщины. Меленковский гончарный промысел во Владимирской областиМеленковская гончарная посуда с конца XIX века была хорошо известна на всех территориях Владимирского края. Ее продавали на базарах и ярмарках в самих Меленках, во Владимире, Суздале, Муроме, иногда вывозили в Выксу, Кулебаки, Павлов. Всюду эта керамика находила широкий спрос и одобрение, нравилась удобством и разнообразием своих форм, прочностью обжига, четкостью и выразительностью оформления. С конца XIX века здесь полностью перешли к изготовлению светлоглиняных изделий, покрытых цветной контрастной глазурью, что сделало меленковскую бытовую керамику более нарядной и гигиеничной. Прежде, на протяжении почти всего XIX века, местные мастера делали в основном задымленную чернолощеную посуду, долго применяя при этом ручную лепку и ручной гончарный круг (он сохранялся здесь вплоть до середины XX века). Переход к новой технике изготовления был обусловлен не только знакомством с ножным гончарным кругом, но и открытием новых возможностей в работе с самим материалом — местной глиной. Западно-адыгский народный танец «Исламей»У адыгов существует две разновидности танца исламей, которые условно можно определить как западную и восточную. Они имеют одно название, но принадлежат разным жанровым группам, распространены на разных территориях и связаны с разными легендами. Западный исламей танцуют в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесии и в Причерноморской Шапсугии. Это парный танец, который мог бы быть причислен к жанру зафака, если бы не две специфические характеристики: зафак может исполняться под множество мелодий, а исламей — только под одну единственную мелодию, которая носит то же имя, что и танец; рисунок танца в исламее отличается от зафака — парень и девушка имитируют орла и орлицу в момент любовного ухаживания. | |
| |
Просмотров: 185 | |
Всего комментариев: 0 | |